Реставрация книг, переплет книг, реставрация документов.
Главное О компании Услуги Контакты
Позвонить

Реставрация бумажной ширмы, обрамленной шелком. Полное послойное размонтирование

Это опыт реставрации восточной живописи, которую часто приносят, но ,как правило, это вещи ,которые не нужно перетягивать на сложные конструкции .А тут помимо реставрации её нужно было вернуть на старые створки. И об этом хочется рассказать отдельно.

Браться за любую живопись на бумаге, натянутой на полую раму, можно только с большим опытом, и взвесив все за и против . В статье я не буду употреблять непонятных для простого обывателя умных терминов. Обсуждать «разложение на пигменты», «спектральный анализ» и пр. Статья для общего понимания . О том , что реставрация - это не только микроскопы и белые перчатки. Это монотонный, кропотливый и зачастую очень грязный труд. Кстати, не будет фото в белых перчатках . Так как ни один реставратор в них не работает . Потому, что это - работа с предметами, как правило, очень старыми ,грязными ,нередко с плесенью.

Изображение
Изображение
Изображение

Реставрация

Ширма состоит из четырех отдельных створок (кари-бари). Бумага слоями натянута на тонкие деревянные рамы с перекладинами. (На фото ниже Вы можете видеть, как выглядит рама). Последний слой - живописное изображение - обрамлено шелком и деревянной декоративной рамой черного цвета. Живопись выполнена натуральными красками на клею, с позолотой сусальным золотом.
Размер одной створки 170 см на 63 см.

Поступила ширма в руинированом состоянии. Действительно в руинированом. Не просто «хранилась с нарушением температурно-влажностного режима», с потертостями. А очень ветхая ширма попала в потоп коммунальной халатности.

Уровень воды от пола, на котором стояла ширма, доходил до 40 см. При «спасении», по незнанию, её пытались поднять не за раму, а обхватив за ветхую бумагу. Сверху проломы бумаги от захватов. Вся нижняя часть в сквозных дырах, проломах и трещинах. Ну, и обратная сторона в проломах, трещинах и дырах.

После «катастрофы» её хранили в неприспособленном помещении, и ширма приобрела стойкий затхлый запах. Плюс к этому деформация створок, расслоение бумаги и ткани ,осыпание красочного слоя. И огромный тёмно - коричневый затёк по всей длине нижней части .

Было принято нелегкое решение - полное размонтирование. Снят декор. Живопись была демонтирована с рамы, предварительно были увлажнены места приклеивания. Передо мной предстала очень некрасивая картина. Подложка требовала замены.
Изображение
Изображение
Изображение

Реставрация

Перетянуть бумагу на полую раму - требует от реставратора опыта, и в буквальном смысле нужно уметь «чувствовать бумагу», так как неправильное натяжение подложки на полую раму, а тем более живописи, может привести к деформации, разрывам, перекосам и провисаниям. Очень много времени заняло выпрямление деревянной конструкции. Поэтапное увлажнение и прессование, сушка под грузом, дало не плохой результат.

Найти рисовую плотную бумагу одним листом таких размеров не представлялось возможным. Пришлось перетягивать бумагу частями. Бумага натягивается во влажном состоянии, притом натяжение всех частей должно быть одинаковым. Разное натяжение при высыхание гарантированно приведёт к деформации. Бумага может пойти волнами или провиснуть от плохого натяжения. А нам нужно идеальное натяжение. Проклейка мест стыка частей производилась особым по составу и процентному соотношению ингредиентов клеем. Так, чтобы при высыхании на воздухе в местах склеивания не было усадки, которая неизменно привела бы к деформации.

Изображение
Изображение
Изображение

Рекомендации


Владельцу даны рекомендации по хранению ширмы .
Важнейшим условием правильного хранения является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха
Температура воздуха в помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах 18 +/- 1 град. C.
Оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов 55% +/- 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, - 50 - 65%.
Издание заняло достойное место в частном собрании.
Больше можно узнать на нашем канале в дзен https://dzen.ru/restavracia_r
Изображение
Изображение
Изображение