OSNOVA RB
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается?ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Категория1
Категория2
Ноябрь, 2017
Опыт реставрации ширмы.

      Это  опыт реставрации восточной живописи, которую часто приносят, но ,как правило, это вещи ,которые не нужно перетягивать на сложные конструкции .А тут помимо реставрации её нужно было вернуть на старые створки. И об этом хочется рассказать отдельно.


      Браться за любую  живопись на бумаге, натянутой на полую  раму, можно только с большим опытом, и взвесив все за и против . В статье я не буду употреблять непонятных для простого обывателя умных терминов. Обсуждать «разложение на пигменты», «спектральный анализ» и пр. Статья для общего понимания . О том , что реставрация - это не только микроскопы и белые перчатки. Это монотонный, кропотливый и зачастую очень грязный труд. Кстати, не будет фото в белых перчатках . Так как ни один реставратор в них не работает . Потому, что это - работа  с предметами, как правило, очень старыми ,грязными ,нередко с плесенью. Перчаток белых не напасёшься. И главное - именно на них  можно перенести споры и загрязнения. К тому же мне трудно понять ,- как в перчатках можно прочувствовать фактуру ,структуру ,переходы. Это можно понять только кончиками пальцев. Лирическое отступление.
    
(Это ответ на вопрос некоторых заказчиков ,которые удивлённо задают вопрос – «А почему Вы работаете без белых перчаток .Я  вот в «инете» на фото видел, как реставраторы работают в белых перчатках». Приходится объяснять ,что перчатки –только ради фото. Их одевают  до реставрации и обязательно после ,или в хранилищах, дабы не оставить каких-либо следов.  Латексные  перчатки используют при работе с хим. реактивами и работе с водой.)

Теперь про ширму.

   Ширма состоит из четырех отдельных створок (кари-бари).  Бумага  слоями натянута на тонкие  деревянные рамы с перекладинами. (На фото ниже Вы можете видеть, как выглядит рама).  Последний слой - живописное изображение - обрамлено шелком и деревянной декоративной рамой черного цвета. Живопись выполнена натуральными красками на клею, с позолотой сусальным золотом.  Размер одной створки 170 см на 63 см.
   
Поступила ширма в руинированом состоянии. Действительно в руинированом. Не просто «хранилась с нарушением температурно-влажностного режима», с потертостями.  А  очень ветхая  ширма попала в потоп коммунальной халатности.

Печальная история. Несколько произведений, в том числе и Ширма, были залиты водой. Уровень воды от пола, на котором стояла ширма, доходил до 40 см. При «спасении», по незнанию, её пытались поднять не за раму , а обхватив за ветхую бумагу. Сверху проломы бумаги от захватов. Вся нижняя часть в сквозных дырах, проломах и трещинах. Ну, и обратная сторона в проломах, трещинах и дырах. После «катастрофы» её хранили в неприспособленном помещении, и ширма приобрела стойкий затхлый запах. Плюс к этому деформация створок, расслоение бумаги и ткани ,осыпание красочного слоя. И огромный тёмно - коричневый затёк по всей длине нижней части .

    

     Было принято нелегкое решение - полное размонтирование.Снят декор. Живопись была  демонтирована с рамы, предварительно были увлажнены места приклеивания. Передо мной предстала очень некрасивая картина. Подложка требовала замены. Фото створки справа от другой ширмы, но принцип конструкции створок один. Эта работа представлена в галереи. 

   Перетянуть бумагу на полую раму - требует от реставратора опыта, и в буквальном смысле нужно уметь «чувствовать бумагу», так как неправильное натяжение  подложки на полую раму ,а тем более живописи, может привести к деформации, разрывам , перекосам и провисаниям. Очень много времени заняло выпрямление деревянной конструкции. Поэтапное увлажнение и прессование, сушка под грузом, дало не плохой результат.  

      Найти рисовую плотную  бумагу  одним листом таких размеров не представлялось возможным. Пришлось перетягивать бумагу частями. Бумага натягивается во влажном состоянии, притом натяжение всех частей должно быть одинаковым. Разное натяжение при высыхание гарантированно приведёт к деформации. Бумага может пойти волнами или провиснуть от плохого натяжения.  А нам нужно идеальное натяжение.  Проклейка мест стыка частей производилась особым по составу и процентному соотношению ингредиентов клеем. Так, чтобы при высыхании на воздухе в местах склеивания не было усадки, которая неизменно привела бы к деформации.

Были проведены мероприятия по обеспыливанию поверхности, механической очистке произведения, укреплению красочного слоя , удалению затёка(насколько это оказалось возможно), очистка парами хим. реактивов, восполнение утрат, заломов и трещин, послойное дублирование на японскую бумагу  путём растяжки на стекле (метод накатки большеразмерных произведений, которые нельзя отпрессовать обычным способом, так как подобных прессов не существует. Может, конечно, они  и есть, но в моей практике не встречались). Произведена тонировка, но только тонировка нескольких мест, подвергшихся реставрации. Остальное сохранено как было, без прописи деталей. Так как я считаю невозможным вмешиваться в авторскую живопись сегодняшней акварелью или ещё чем-либо. Это уже не реставрация, а «обновление» или «поновление» ,если хотите . Вообще ,мне кажется, вмешательство в авторскую живопись  недопустимо. За редким исключением, если утрата мешает общему восприятию картины(это только про произведения на бумажных носителях). А если это делается, «чтоб поярче было» или «чтоб рамка поровнее» - это испорченный памятник. Но это моё мнение. Есть такие, которые считают - чем «новодельней» сделано, тем лучше.

Затем самый «страшный» момент. Натянуть произведение на створки, чтобы не было пузырей, бумага не пошла волнами, не случилось перекосов и складок или провисания. И не дай бог произведение разорвет от натяжения. Это самый худший вариант, который можно себе представить. Сложность в разности материалов - у меня бумага обрамлена шелковой тканью по всему периметру. Время высыхания у материалов разное, и один может потянуть на себя другой. И тут мы должны учесть ,что мы не можем это ничем прижать, так как створка полая, и натянутую бумагу  запросто можно продавить. Тут можно положиться только на внутреннюю интуицию ,опыт, умение чувствовать материал. Понимание как материал ведёт себя при высыхании.

И эта операция прошла вполне успешно. 

        

<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается?|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.