РЕСТАВРАЦИЯ .
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ

Большинство сохранившихся древнерусских пергаменных кодексов относится к числу книг постоянного использования в повседневном монас­тырском или церковном быту. Это списки евангельских чтений, миней, сти­хирарей, ирмологиев, паремейников. Многие из них сохранились в ранних или даже первоначальных переплетах. В то время как переплеты напрес­тольных евангелий-апракосов покрывались драгоценными тканями или ук­рашались дорогими окладами, остальные книги снабжались скромными, так называемыми обиходными переплетами. Это отражено в более или менее подробных описаниях переплетов, включенных в опубликованные катало­ги известных российских собраний рукописей. Составители каталогов, обыч­но историки-палеографы или филологи, руководствовались при этом поми­мо своих визуальных наблюдений совсем немногочисленными работами по истории древнерусского переплета, содержащими неточные, а иногда и ошибочные сведения.



Исследования древнерусского переплета

Историография. В прошлом древнерусский переплет привле­кал внимание лишь немногих специалистов, интерес которых к этой теме носил более или менее случайный характер. Вообще же хранителями тра­диций русского переплетного искусства всегда оставались старообрядчес­кие мастера. Первым автором, серьезно изучавшим древнерусский пере­плет, был П.К. Симони. Ему следует отдать должное за публикацию доку­ментальных данных по истории и технологии древнерусского переплета, попытки вникнуть в суть переплетной техники и представить соответству­ющий иллюстративный материал (Симони, 1903,1906). Тем не менее в сво­их описаниях он не избежал некоторых ошибок чисто профессионального характера, что отчасти связано с отсутствием в русском языке четкой тер­минологии в этой области. Те же ошибки и неточности можно встретить в работах авторов, писавших о древнерусских переплетах позднее. В частно­сти, это относится к некоторым статьям С.А. Клепикова (Клепиков, 1976). Этого автора интересовал в основном русский исторический переплет поздне­го времени. Он составил замечательный свод тисненых орнаментальных украшений переплетов книг, изготовленных в мастерских Троице-Сергие-вой лавры [Клепиков, 1960, (1)-(3)]. Пока атлас Клепикова можно считать единственным и очень ценным пособием для многих специалистов в обла­сти древнерусской кодикологии и прикладного искусства.

В свое время Берта ван Регемортер, обратившись к изучению конст­рукций византийского переплета, смогла в ряде небольших статей на при-

мере нескольких рукописных памятников очень кратко охарактеризовать технику сербского и раннего древнерусского переплета (Регемортер, 1959; Regemorter, 1964). В 1960-1970-е годы единственным автором, занимаю­щимся художественными и технологическими проблемами древнерусского переплета, был эстонский реставратор и художник Э. Валк-Фалк. К сожале­нию, его статьи о русских, в частности псковских переплетах были опубли­кованы только на эстонском языке (Валк-Фалк, 1976). На русском языке Валк-Фалк совместно с А. Мотовиловым составил словарь терминов по древне­русскому переплету, использовав сведения из публикаций П.К. Симони (Мотовилов, Валк-Фалк, 1976).

В 1990 г. была опубликована статья В.В. Калугина о древнерусском обиходном переплете, в которой автор собрал библиографические данные практически обо всех печатных и архивных работах по этому вопросу, вклю­чив туда также сведения об украинском, сербском и болгарском переплете (Калугин, 1990). Задача В.В. Калугина заключалась в том, чтобы дать мето­дические рекомендации для каталожного описания рукописей, поэтому ему пришлось обратиться к конструктивной и материальной стороне изготов­ления переплетов. При этом он пользовался данными, приведенными глав­ным образом П.К. Симони и С.А. Клепиковым.

Некоторые неточности и ошибки, допущенные этими авторами в силу отсутствия у них профессиональных знаний в данной области и, как гово­рилось выше, терминологической путаницы, перекочевали в статью Калу­гина, что привело в конце концов к некоторым принципиально ошибочным выводам1. Другим - более серьезным - упущением можно считать недоста­точное знание всеми тремя авторами приемов и методов работы средневе­ковых западноевропейских и греческих переплетчиков. Клепиков отмечал это обстоятельство, высказывая вполне обоснованное предположение, что возникновению переплетного мастерства на Руси "мы обязаны греческим и южнославянским монахам, передававшим свои навыки и скромный инст­рументарий первым мастерам древнейших русских монастырей" (Клепи­ков, 1976. С. 51).

Е.М. Шварц, проштудировав работы Б. ван Регемортер по технике византийского переплета, избежала ошибок предыдущих авторов; она об­наружила сходство не только в технических приемах древнерусских и гре­ческих переплетчиков, но и во внешнем оформлении кожаных покрытий -в организации декоративного пространства поверхности крышек (Шварц, 1991).

Проводившаяся в ГосНИИР в течение многих лет реставрация древ­нерусских рукописей из собраний РГАДА, РГБ, ГИМ позволила получить новые данные о мастерстве русских переплетчиков и составить более чет­кие представления об эволюции переплетной техники на Руси до XVI в.

Методика исследования. Изучение древнерусского обиходно­го переплета было обусловлено чисто практическими задачами, возникши

ми при реставрации древнерусских рукописных книг. Реставрация кодекса предоставляет наиболее выгодные условия для изучения конструкции пе­реплета, причем не только последнего: по различным сохранившимся при­знакам часто удается получить представление и о более раннем переплете того или иного кодекса. Но особенно плодотворным оказалось исследова­ние рукописных книг XII-XIV вв. из так называемого Синодального собра­ния РГАДА (фонд 381)2. Знакомство с этим фондом выявило определенное единообразие ряда переплетов, их сходство и различие с западноевропейс­кой и византийской переплетной техникой, что позволило создать вполне убедительную схему эволюции древнерусского переплета.

При проведении исследований принимались во внимание сведения о времени и месте изготовления рукописной книги, характер пергамена, спо­соб шитья блока, особенности конструкции деревянных крышек, вид по­крытия, наличие и характер тиснения, застежек, жуковин и пр. Важную роль для характеристики и датировки переплетов играют и другие признаки, как конструктивные, так и декоративные: характер плетения и материал капта­лов, материал и форма жуковин, средников, наугольников, гвоздиков. Нали­чие этих признаков или их элементов в переплете (как правило, они полно­стью никогда не сохраняются), их характеристика также должны учиты­ваться при изучении и описаниях рукописных книг.

Техника древнерусского переплета

Разновидности древнерусских переплетов. Внешний вид и технические особенности древнерусских переплетов, в первую очередь оби­ходных, позволяют подразделить эти переплеты на несколько групп или разновидностей и условно датировать их (при этом всегда следует учиты­вать, что большинство рукописных книг подвергалось неоднократным пе­реплетам и/или ремонтам). При делении на группы учитываются:

способ и время шитья блока, т. е. было ли это шитье "цепочкой" или на ремнях;

последовательность операций и вид повторного переплета;

покрытие (кожа, ее вид; ткань, ее вид);

характер досок, использованных для переплетных крышек (порода дерева, направление волокон, толщина, наличие шпонок, профиль и т. д.);

общий стиль внешнего вида переплета, определяющийся наличием или отсутствием тиснения, застежек, жуковин и т. п.

С конструктивной точки зрения можно выявить четыре основные группы:

1)      кодексы, шитые "цепочкой" на византийский лад;

2)  книги, шитые на ремнях (т. е. "западноевропейский" способ);

3)      книги, шитые "цепочкой" и в дальнейшем перешитые на ремни;

4)            книги, шитые на ремнях и впоследствии перешитые "цепочкой".
С точки зрения внешнего вида (т. е. вида покрыт

ия) подобное подраз­
деление на группы может выглядеть несколько иначе:

рукописные книги, сшитые "цепочкой", могли быть крыты кожей с тиснением и снабжены застежками византийского типа; в то же время ко­дексы, также шитые на "византийский манер", могли быть обтянуты кожей без всякого тиснения с более простыми застежками;

доски книг, шитых на ремнях, покрывались также кожей с тиснением и без него;

особую группу составляли книги сравнительно большого формата, переплеты которых были обтянуты нарядными дорогими тканями или ок­рашенным холстом.

Следует учесть, что практика русских мастеров предусматривала ис­пользование одних и тех же технических и художественных приемов книж­ного переплета на протяжении всего Средневековья (в нашем случае это XII-XV вв.), поэтому книги, переплетенные в XV или даже в XVI в., могли сохранить архаичные особенности переплетов ХП-ХШ в.

Из сказанного выше может создаться впечатление, что древнерусские переплеты, вобравшие в себя черты византийской и западной техники, ли­шены самобытности. На самом деле внешний вид древнерусских книг от­личается определенной оригинальностью, выражающейся в их своеобраз­ной монументальности и характере покрытий.

Шитье блока. Первые рукописные книги в Древней Руси пере­плетались, очевидно, по византийскому образцу. В самых ранних сохранив­шихся древнерусских кодексах и фрагментах X-XI вв., таких как знамени­тые глаголические листки из Киевской научной библиотеки Академии наук Украины (ДА/11.328), Изборник Святослава 1063 г. (ГИМ, Син. 31-д) и Сав­вина книга (РГАДА, Ф. 381. № 14), на сгибах листов можно увидеть ромбо-образные зарубки, сделанные острым инструментом (рис. 39). Эти зарубки, а также насечки послужили ориентиром при определении последователь­ности изготовления переплетов этих памятников и их вида). Очевидно, что зарубки были рассчитаны на шитье "цепочкой", хотя ни один из рукопис­ных памятников XI-XII вв. не сохранил своего первоначального, вероятно, "византийского" по своей конструкции переплета. Все самые ранние руко­писи Синодального фонда из РГАДА (ХП-ХШ вв.) имеют зарубки или их следы, и это свидетельствует о том, что в период XI - первой половины XIII в. в скрипториях Пскова и Новгорода, как и в Южной Руси, практиковалась византийская техника переплета (рис. 40). Уже позднее, при проведении ремонтных работ, некоторые из этих кодексов были перешиты на ремни, а позднее - на шнуры (рис. 44в, г; 456).

Начиная с XII в. в Западной Европе получило распространение шитье на ремнях (тогда же, возможно, был изобретен станок для шитья книг). Веро­ятнее всего, через ганзейские связи этот способ проник в монастырские скриптории русского Северо-Запада, прежде всего Пскова, и надолго закре­пился там. Во всяком случае, примерно половина книг из Синодального фонда РГАДА (ф. 381) сшита или перешита на сыромятные ремни. Западная техни-

ка воспроизводилась русскими мастерами своеобразно, по принципу "не­ладно скроено, но крепко сшито": очень широкие белые сыромятные рем­ни прошивались стежками - крупными и неаккуратными. Это были либо цельные, либо разрезанные вдоль по центру ремни; при этом на спинке блока получался двойной шов. Даже в кодексах большого формата пере­плетчики могли ограничиться только двумя поперечными швами (вместо трех-пяти, как это было принято в западноевропейской практике), и концы ремней соответственно закреплялись в крышках только в двух отверстиях (рис. 41а-в; 426, в).

Для шитья использовались довольно толстые крученые нити - пень­ковые или льняные. Стежки при этом получались грубоватыми и редкими (рис. 42в). Корешок при любом шитье - "цепочкой" или на ремнях - оста­вался плоским; он либо не проклеивался, либо промазывался слабым муч­ным клеем, поэтому пергамен - обычно толстоватой и мягкой выделки - не подвергался особым деформациям (рис. 41а).

В древнерусских рукописях сравнительно редко в начало и в конец блока подшивались пергаменные защитные листы. Бумажные форзацы на­чиная с XVI в. наклеивали на внутренние стороны переплетных крышек (рис. 44е).

Крышки переплетов. В качестве материала для крышек пре­обладала липа, гораздо реже применялись для этой цели сосна, дуб и дру­гие породы. Доски для переплетных крышек использовались очень толстые (до 2 см), грубо обработанные, массивные, и для не особенно объемных кодексов часто отпадала необходимость ставить застежки, поскольку блок и так зажимался достаточно плотно (рис. 40а; 41а, 42в). Как правило, раз­меры крышек совпадали с размерами блока, поэтому при усадке досок лис­ты пергамена могли выступать за пределы крышек, что было обычным яв­лением для рукописных книг, сохранивших свои ранние переплеты.

Форма крышек существенно не менялась до конца XV в.: они остава­лись прямоугольными с небольшим скосом к корешку на наружной стороне (рис. 42в). Во всяком случае заимствование способа шитья на ремнях у запад­ноевропейских переплетчиков почти не повлияло на форму крышек, и стремления получить "обтекаемую" форму за счет скосов на наружных сторонах у русских переплетчиков не обнаруживалось. В тех случаях, когда блоки сшивались по греческому образцу, "цепочкой", на ребрах крышек делались традиционные византийские канавки, но далеко не всегда.

К концу XV в. русские переплетчики, работавшие при царских мастер­ских и солидных монастырских скрипториях, восприняли готический пере­плет. Своеобразная конфигурация крышек готического переплета^ со скоса­ми к внутренней стороне и с фасками на трех сторонах - продержалась очень долго в практике русских переплетчиков, по существу до тех пор, пока изго­товлялись переплеты на деревянной основе, т. е. и в XVIII в. (рис. 45а, в).

Для крепления блока с переплетом в крышках просверливались и про­пиливались специальные отверстия - для нитей (при шитье "цепочкой"), для ремней, для капталов, для застежек. Почти во всех случаях бросается в глаза грубоватое исполнение. Как и греческие переплетчики, русские мас­тера использовали разные способы крепления нитей шитья к крышкам, но при этом старались упрятать их в проделанные бороздки на внутренней сто­роне крышек. При креплении концов сыромятных ремней проделывались отверстия различной конфигурации - квадратные, прямоугольные и даже овальные. Концы ремней закреплялись с помощью деревянных клинышков (рис. 41а-в; 426, в).

Чаще всего на блок устанавливались крышки с вертикальным направ­лением волокон, но были случаи, когда использовались доски, где волокна были расположены горизонтально (рис. 43г). Для книг большого формата характерно использование досок с вделанными в них шпонками; таким образом, видимо, пытались избежать коробления крышек.

Выдержанное дерево всегда было дефицитным, поэтому для переплет­ных крышек часто приспосабливались уже бывшие в употреблении доски, которые "дополнялись" кусочками дерева, иногда даже другой породы, и при очередном шитье заново перекрывались кожей или тканью (рис. 44в). На крышках часто можно "прочитать" историю ремонтов и реставраций книги на основании характера и расположения проделанных в них отвер­стий, остатков ремней или шнуров (рис. 43г, д).

На корешок сшитого блока и на наружную сторону крышек, как и в греческих рукописях, для прочности наклеивался кусок толстой ткани -холщовой или льняной.

Капталы. В рукописных книгах, которыми часто пользовались в прошлом (а к ним в первую очередь относятся минеи и ирмологии), кап­талы сохранились в основном в виде остатков, которые удается извлечь из-под кожи покрытия при реставрации. В каких-то случаях это типично ви­зантийские капталы, основа которых была оплетена сначала бесцветными крепкими нитями, а затем обвязана цветными хлопчатобумажными или шелковыми нитями.

Но в некоторых древнерусских кодексах сохранившиеся капталы пред­ставляют собой достаточно оригинальное явление: основой их является ремень из сыромятной кожи (иногда скрученная полоска пергамена или дубленой кожи), оплетенный толстыми пеньковыми или льняными нитями (рис. 41а). Очень плотное и крупное плетение образует красивый и четкий орнаментальный рисунок, не похожий ни на изысканный многоцветный византийский каптал, ни на обычно скромный по характеру плетения полу­скрытый от глаз каптал западноевропейских кодексов (рис. 42в, г). Каптал в наших кодексах мог выступать над блоком примерно на высоту 1 см. Иног­да он оплетался цветными нитями (рис. 44д). В некоторых случаях капталы с наружной стороны прикрывались кожаным покрытием - примерно таким 

же образом, как это было принято в западноевропейских романских пере­плетах.

Застежки и фурнитура. Массивные крышки переплета, осо­бый характер древнерусского пергамена, а также система шитья блока по­зволяли отказаться от применения застежек в отличие, например, от визан­тийских переплетенных рукописей. Тем не менее застежки существовали и, как обычно, большей частью не сохранились. В рукописях, переплетен­ных по византийскому образцу, а также и во многих других случаях исполь­зовалась традиционная греческая система - кольцо на трехчастном ремне, накидывающееся на шпенек, вмонтированный в ребро крышки. Следы от этих застежек сохранялись в виде трех отверстий для монтировки ремня и самого шпенька или отверстия для него в ребре нижней крышки (рис. 43г). Но русские переплетчики часто упрощали как процесс установки новых застежек, так и последующий ремонт: вместо трехчастного ремня с метал­лическим кольцом они могли прибить к верхней крышке кожаный ремень с прорезанной в нем петлей, которая накидывалась на сохранившийся шпе­нек. Очень часто на книгах небольшого формата устанавливалась только одна застежка по центру переднего обреза (рис. 42а).

С усвоением техники готического переплета (начиная с XV в.) рус­ские мастера стали широко использовать конструкцию металлических зам­ков (крючки разной длины, украшенные гравированным орнаментом, и металлический "ответ"). При ремонте книги утраченное "византийское" накидное кольцо часто заменялось "готическим" крючком, а вместо шпень­ка в ребро крышки вбивался металлический "ответ". Подобная взаимоза­меняемость функциональных элементов переплета была обычной при ре­монтах книг. Особые вольности допускались при набивании жуковин: вза­мен утраченных использовались те, что были под рукой. Форма и материал жуковин на переплетах древнерусских рукописей практически не отлича­лись от тех, что использовались на византийских переплетах (не исключе­но, что в каких-то случаях они и были греческого происхождения): они мог­ли были круглыми и миндалевидными (в виде капелек), гладкими и канне-лированными, в виде солнца с лучами или цветка и т. п. (рис. 42д). Как и застежки, жуковины изготавливались из бронзы, меди, серебра или их спла­вов (рис. 45а, в).

Надо отметить, что уголки и средники, столь распространенные в XVIXVII вв. и позднее, не встречаются на переплетах XIII-XV в., как и харак­терные для готических переплетов ажурные металлические угловые и цент­ральные пластины, украшающие поверхность переплетной крышки, обтя­нутой тканью или кожей.

Очевидно, что характер застежек и другой металлической фурнитуры необходимо учитывать при датировке и атрибуции как переплета, так и са­мого кодекса.
                                                                   НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРЕПЛЁТ

К середине и второй половине XIV в. относятся кодексы, переплеты которых можно условно назвать неовизантийскими. В большинстве своем они шиты "цепочкой", а некоторые экземпляры и на ремнях. Но в любом случае их кожаные покрытия украшены слепым тисненым орнаментом в традициях византийского переплета, в основе которого лежит композиция в виде ромба на передней крышке и в виде концентрических прямоугольни­ков - на нижней. Что можно сказать об этом неовизантийском явлении, воз­никшем, в частности, в северном русском книгопроизводстве? Во-первых, исполнение переплетов (в особенности шитье) различается, притом весьма существенно: некоторые блоки шиты очень тщательно и аккуратно. Это относится также и к тиснению. Но в большей своей части переплетные крыш­ки толсты и грубо обработаны; шитье блоков также грубовато и небрежно исполнено; стежки редкие и неравномерные; тиснение орнамента на коже также оставляет желать лучшего. Все это позволяет сделать предположе­ние, что в некоторых случаях рукописи могли переплетаться греческими мастерами, проживавшими в Пскове и Новгороде в XIV в. и тем более по­зднее, в XV в., когда на Руси могли оказаться беженцы из завоеванной тур­ками Греции. Кодексы, предположительно переплетенные греческими мас­терами, отличает тщательность работы, аккуратность и деликатность, от­сутствующие в другой группе рукописных книг, переплеты которых выпол­нялись в греческой манере, но, по-видимому, русскими провинциальными мастерами. Византийская техника при этом воспроизводилась ими хотя и небрежно, но с той же установкой на прочность, что и западное шитье на ремнях.

Другой вопрос: почему вдруг появилось такое пристрастие к визан­тийским образцам на русском Северо-Западе в XIV в. и позднее? Не исклю­чено, что это явление связано не только с определенными желаниями заказ­чиков и мастеров книжного дела, но и с попыткой решить некоторые чисто реставрационные проблемы. Шитье "цепочкой" позволяет книге лучше рас­крываться в отличие от шитья на ремнях, так как сыромятные ремни скорее дают усадку и обрываются3. Тем не менее особых забот, связанных с кон­сервацией, у русских переплетчиков быть не могло, поскольку пергамен XIII-XIV вв., по своей фактуре бархатистый, плотный, толстый, вел себя по-иному, нежели капризный византийский, который легко сворачивался в трубочку и требовал переплета с тяжелыми плотно запирающимися крыш­ками (рис. 41ж). Во всяком случае традиция византийского переплета на­долго сохранялась в России, особенно в практике старообрядческих пере­плетчиков4.

 

Покрытие переплетов. Для покрытия деревянных крышек древ­нерусские мастера использовали те же материалы, что и их коллеги в дру­гих странах — кожу и ткань разных видов. Значительная часть сохранив­шихся переплетов обтянута дубленой кожей коричневого цвета различных оттенков, украшенной слепым тиснением. Характер тиснения и использо­ванные штампы выдают их стилистическую близость византийским образ­цам. Интересно отметить следующее: русские мастера, позаимствовав за­падную технику романского переплета (шитье на ремнях), не стали перени­мать его внешнее оформление: в отличие от византийских строго организо­ванных ромбовидных композиций, выполненных штампами слепого тисне­ния и гравировкой, аналогичные украшения западных романских перепле­тов отличались беспорядочностью и асимметрией (хотя иногда западные мастера использовали те же декоративные мотивы, если не сами штампы, что и византийские переплетчики). Русским мастерам, по-видимому, была ближе византийская система декора переплета, которую они применяли на протяжении нескольких столетий (иногда в упрощенном виде) (рис. 45в).

Не менее важное место в древнерусском обиходном переплете зани­мали гладкие покрытия без всякого тиснения или гравировки. К таким по­крытиям относится в первую очередь так называемая ирха - выворотная кожа, окрашенная снаружи в темный цвет (завороты при этом остаются свет­лыми, неокрашенными) (рис. 41е; 42а, д). Часто переплетные крышки об­тягивались толстой гладкой дубленой кожей без тиснения.

Кожа для покрытия выкраивалась с учетом заворотов на края крышек, особенно на углы и на капталы (рис. 41е). Края кожи, очевидно, должны были стачиваться, что делалось далеко не всегда. Для прочности кожу под­клеивали к крышкам мучным клеем (часто ржаным), а для большей надеж­ности завороты подбивали к доскам острыми деревянными клинышками-гвоздиками (рис. 41а, г, д).

С конца XV в. мастера Новгорода и Пскова стали покрывать ("повола-кивать") деревянные крышки переплетов ярким синим холстом, иногда по­верх обветшавшего кожаного покрытия. В сочетании с обрезом, окрашен­ным в ярко-красный цвет, такая книга производила очень нарядное впечат­ление (рис. 43е). Со временем синий цвет тканевого покрытия терял свою яркость, а окрашенный обрез темнел настолько, что составить представле­ние о его первоначальном цвете можно только по красным затекам на краях листов. Некоторые книги, предназначавшиеся для парадных церемоний или для важного заказчика, обтягивались дорогими восточными тканями, бар­хатом или набивным холстом. Эти ткани сохранялись в тех случаях, когда такой переплет попадал под оклад, но обычно тканые покрытия изнашива­лись гораздо быстрее кожаных, и часто от них оставались лишь ветхие фраг­менты (рис. 44а, б, ж).

                                                             ПОЗДНИЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕРЕПЛЁТ  

В конце XV в. и позднее переплеты рукописных книг большого фор­мата (парадные напрестольные евангелия-апракосы, подарочные экземпля­ры других богослужебных книг, а также списки четвероевангелий), как ука­зывалось в п. 5.3.5., обтягивались тканями. Это были драгоценные ткани -шелк, бархат, парча, которые иногда оказывались скрытыми под окладами. Вероятно, эта группа кодексов (в основном церемониального назначения) пользовалась особым спросом, поэтому их наружние оболочки (как кожа, так и ткань) быстро снашивались и либо заменялись на новые, либо поверх старого кожаного покрытия натягивалась новая кожа или ткань. На кожа­ных покрытиях некоторых кодексов этой группы - первоначальных и позд­них - сохранились следы тиснения в византийском стиле. В качестве по­крытий мог использоваться также плотный холст, окрашенный в синий цвет или набивной.

Пергаменные блоки этих книг сшивались "цепочкой" и на ремни, иног­да очень широкие, а при дальнейших ремонтах перешивались на шнуры. Крышки этих книг не отличались особой толщиной (5-7 мм), но в них час­то вставлялись шпонки, что должно было предотвратить коробление дере­ва. При этом для крышек большого формата нередко использовались доски с горизонтальным направлением волокон.

Вместо дорогих металлических накладок на верхней крышке пере­плета могло быть изображение иконы, притом не вставной, а написанной непосредственно на крышке. Это, в частности, практиковалось на перепле­тах, изготовленных в Новгороде в XVI-XVII вв. (рис. 43а, б, д, е). Но обыч­но наружные стороны крышек украшались металлическими накладками раз­ного рода - средниками, уголками, жуковинами, от которых как на кожа­ном, так и на тканевом покрытии сохраняются следы - отпечатки более свет­лого тона, нежели само покрытие (рис. 43в; 46).

Заключение

Таким образом, внешний облик древнерусской рукописной книги XII-XIV вв. представляется следующим: это массивный кодекс (главным обра­зом из-за толстых крышек, в основном липовых), в котором блок совпадает по размеру с крышками; корешок плоский; покрытие либо с орнаментом слепого тиснения, либо гладкое (с окрашенной в темный цвет ирхой или гладкой толстой дубленой кожей коричневого цвета). Снаружи на крышки набивались жуковины, средники, уголки достаточно простой формы, литые или выбитые из листового металла, но всегда массивные по виду. В течение по крайней мере двух веков в северо-западных скрипториях со­существовали две школы переплета: одна "западная", но с сильным само­бытным акцентом (покрытие, пропорции), другая - полностью заимство-

ванная из Византии; эта техника применялась как самостоятельно, так и при ремонте или реставрации 5.

Позднее, т.е. в XVI-XV1I вв., на Руси наметилась значительная диф­ференциация в работе различных скрипториев и, соответственно, в деятель­ности переплетчиков, обслуживавших их. Провинциальные переплетчики по-прежнему придерживались традиционных приемов грубоватой работы; в престижных царских или монастырских мастерских, в частности в Трои-це-Сергиевой лавре, рукописные и печатные книги переплетались и укра­шались более тщательно, на высоком техническом и технологическом уров­не. Внешний вид переплетов этих книг (толщина и профиль досок), харак­тер украшений на кожаном покрытии (слепое и золотое тиснение), фурни­тура (замки и жуковины) указывали на безусловную зависимость их уже от готического и позднеготического переплета. Но и в этот период и позднее, когда деревянные крышки окончательно были заменены картонными, пере­плетчики в своей работе часто прибегали к использованию элементов ви­зантийского и романского переплета. Следует отметить, что несмотря на казалось бы постоянное следование западноевропейским образцам русские переплетчики не стали культивировать столь распространенные в XVII в. на Западе "белые" переплеты из свиной кожи и мягкие пергаменные пере-плеты-"обложки". В то же время, как уже упоминалось выше, традиции древнего византийского переплета свято соблюдались переплетчиками-ста­рообрядцами в их реставрационной и повседневной практике                                                                                                                                                                                 



 

 


<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.