РЕСТАВРАЦИЯ .
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
Общеее.Средневековый переплёт

 

     Проблемы сохранности средневековых книжных переплётов .  Составил проф.И.П. Мокрецова

 

 

Как правило, большинство средневековых рукописных книг, написанных как на пергамене, так и на бумаге, нуждается в мерах по реставрации. Особен­но важно при этом состояние сохранившегося переплета. В прошлом (а иногда и в настоящем) реставрация средневекового манускрипта ограничивалась имен­но переплетом - частичным "ремонтом" или полной заменой его на новый. При этом обычно не учитывались стиль и время исполнения самого рукопис­ного памятника, конструктивные особенности сохранившегося переплета, под­вергавшегося иногда многократным ремонтам, а также состояние книжного блока, которое во многом зависело именно от конструкции предназначенного для него переплета. Существующая уже в течение нескольких столетий прак­тика предусматривает в большинстве случаев установку на книжный блок имен­но нового переплета, что происходит по желанию очередного владельца руко­писного памятника чаще всего потому, что заново переплести книгу обычно бывает проще, чем восстанавливать старый обветшавший переплет.

  

 

 

Иллюминованные рукописные книги, т. е. кодексы, украшенные ми­ниатюрами и орнаментом, неоднократно меняли владельцев и переплета­лись заново чаще, чем манускрипты, лишенные миниатюр или украшений. Подчас это делалось совсем не потому, что переплет пришел в негодное состояние. Владелец руководствовался соображениями престижного и / или эстетического порядка. Таким образом, рукописные книги, имевшие бога­тую историю и сменившие многих владельцев, оказались в числе памятни­ков, которые несколько раз на протяжении своего бытования меняли внешний облик. При установке повторных переплетов фактически все кодексы умень­шались в размерах, так как их листы обрезались с трех сторон и настолько основательно, что страдали живопись и орнамент на полях. Переплетчики или очередные владельцы при этом руководствовались желанием подогнать книги под определенный формат и размеры, стремлением позолотить и покрыть обрезы рукописей красками или гравированным орнаментом или наоборот - уничтожить следы старых украшений на обрезах.

 Начиная с XVI в. - периода особого расцвета искусства художествен­ного переплета в Западной Европе - множество ценнейших средневековых манускриптов было заново переплетено "в новом стиле", а их первоначаль­ные переплеты исчезли. При этом обрезались широкие поля рукописей XII-XIV вв. (иногда с текстом и даже с иллюминациями), а спинка блока нещад­но проклеивалась крепким столярным клеем, что в будущем могло вызвать деформацию листов пергамена и всего блока. В результате использования новых приемов шитья тетрадей и крепления к крышкам книга не раскрыва­лась полностью, утрачивая таким образом свою основную функцию - быть максимально доступной для чтения.
   Все же при ремонте или реставрации книг реставраторы иногда пы­таются сохранить оригинальный переплет, но при этом не дошедшие до нашего времени элементы (застежки, жуковины) не воссоздаются в их пер­воначальном виде, а вместо этого устанавливаются новые, стилистически часто не соответствующие оригинальному переплету. То же самое относит­ся к покрытиям: кожу могут заменить на ткань или, наоборот, обветшав­шую ткань перекрыть кожей и т. п. Во многих современных реставрацион­ных мастерских подобная практика сохраняется, что бывает обусловлено объективными обстоятельствами. Поэтому очень важно, учитывая эти об­стоятельства (например, нехватку необходимых материалов), по возможно­сти сохранить первоначальный или дошедший до нашего времени облик кодекса, в то же время не делая из него музейный "неподвижный" объект. Из вышесказанного ясно, насколько необходимо реставратору и храните­лю рукописей иметь четкие представления и о внешнем виде переплетов в различные времена, и об их конструктивных особенностях.

 В силу счастливого стечения обстоятельств до нашего времени все же дошло некоторое число раннесредневековых переплетов в их перво­зданном виде. Эти немногочисленные ранние образчики западноевропей­ских переплетов и такие уникальные археологические находки, каковыми явились найденные в начале XX столетия коптские переплетенные книги, ученые различных специализаций описывают и воспроизводят уже в тече­ние нескольких десятилетий. В то же время при обследовании монастырс­ких библиотек, при составлении каталогов собраний книг и рукописей вы­являются как отдельные кодексы, так и целые комплексы рукописных па­мятников, сохранившие свои ранние переплеты либо полностью, либо только их некоторые функционально важные элементы.

 Сведения, касающиеся переплетов (датировка, локализация, материа­лы изготовления, сохранность), обычно более или менее подробно отража­ются составителями каталогов, хотя они часто допускают ошибки, иногда принципиальные, в силу отсутствия у них надлежащих знаний в этой обла­сти1. Но и ошибочная информация о переплетах, приводимая в каталогах, почти всегда оказывается полезной, в особенности если приводятся их под­робные описания. Из этой информации следует, что переплеты, как прави­ло, нуждаются в более или менее срочных реставрационных мерах. Обстоятельное исследование сохранившегося оригинального перепле­та, возможное главным образом при реставрации рукописной книги, позво­ляет извлечь из его корешка или крышек фрагменты листов книг или гра­мот, обнаружить какие-либо записи или заметки, помогающие пролить свет на историю самого кодекса, определить его заказчика и последующих вла­дельцев, а также ознакомиться со структурой книжного блока, с приемами работы писцов, переплетчиков, а иногда и художников. Это своего рода "архео­логический" метод исследования кодекса, который предусматривает при­влечение исторических документов, имеющих прямое или косвенное отношение к рукописи, а также использование иконографического материала -средневековой книжной миниатюры, пластики, станковой живописи. Такое исследование необходимо для грамотной реставрации книжного памятни­ка, тем более средневековой рукописи.

  Исследования по истории средневековых переплетов

 

У западноевропейских любителей книг и коллекционеров любовь к богато украшенным золотым и цветным тиснением переплетам, иногда зат­мевавшая интерес к самой книге, начала активно проявляться с XVI в., т. е. с широким распространением кожаных переплетов на картонной основе. Именно в то время многие средневековые кодексы были лишены своих ори­гинальных переплетов - скромных, но достаточно прочных и рациональ­ных по своей конструкции. Первых историков книги и старинного перепле­та также увлекало великолепное золотое тиснение переплетов XVI-XVIII вв. С конца XIX в. было издано значительное число альбомов, монографий и статей с изображением общего вида тисненых переплетов, отдельных эле­ментов орнамента, штриховых воспроизведений с отштампованных оттис­ков на коже, сделанных карандашом на папиросной бумаге. Авторы счита­ли, что изучение и систематизация штампов с орнаментальными мотивами различного типа помогут приблизительно датировать и локализовать мас­терскую переплетчика и выявить историю бытования самой книги. Изучени­ем тисненого орнамента на переплетах увлекались в первую очередь англий­ские исследователи2. Все же некоторых ученых стала интересовать не только художественная, но и технологическая сторона исторического переплета.

В общем потоке литературы по истории переплета сравнительно не­большое внимание отводилось более раннему - средневековому - перепле­ту, его художественным достоинствам и конструктивным особенностям. Достаточно редко в альбомы по истории переплета попадали воспроизве­дения готических и особенно романских переплетов. Но уже в 20-50-х го­дах XX в. у исследователей начал проявляться вкус и интерес к средневеко­вому переплету, что находилось в русле разносторонних исследований в области кодикологии того времени.

Как и любой предмет средневекового искусства или быта, переплет кодекса трудно отделить от его конструктивной стороны: невозможно опи­сывать внешний вид средневекового переплета, не вникая в его конструк­тивные и технологические особенности. Это отразилось и в первых иссле­дованиях некоторых западноевропейских авторов, в частности в хрестома­тийной истории переплета Лубье3, в статьях немецких и французских ис­следователей о каролингских переплетах4, работах о коптском и ранне-средневековом переплете англичан Кокерелла5 и Хобсона6, в обобщающих трудах Берты ван Регемортер7, проследившей связь между конструктивны­ми особенностями коптского, византийского и раннесредневекового пере

плета. Надо подчеркнуть также, что средневековый переплет (не только в окладах, но и обиходный) в какой-то мере рассматривался авторами иссле­дований и с точки зрения ремесла, интерес к которому был достаточно ве­лик со времен увлечения культурой и искусством Средневековья в XIX в.

Помимо специальных трудов и альбомов по истории художественно­го переплета, в которых почти всегда хотя бы небольшое место отводилось средневековым переплетенным книгам, стали выходить периодические из­дания, посвященные исключительно истории и различным проблемам пе­реплета, в том числе средневекового8. В журналах, предназначавшихся для библиофилов, таких как издающиеся в Англии "The Book Collector" или "The Library", также помещались исследования и статьи о средневековых переплетах. В последние десятилетия особенно много публикаций по раз­личным проблемам средневекового переплета появляется в специальной периодике, посвященной средневековой рукописной книге вообще9.

Серьезным толчком к возбуждению интереса к средневековому пере­плету явились также выставки исторических переплетов, сопровождавши­еся изданиями более или менее обстоятельных каталогов. В этой связи не­обходимо упомянуть два замечательных каталога проходивших в разные годы в США выставок, снабженных подробными аннотациями10. Кроме того, материал о средневековых переплетах часто попадает в иллюстрированные каталоги современных выставок, посвященных средневековой культуре и искусству, что позволяет рассматривать их в общем контексте развития кни-гопроизводства, ремесла и прикладного искусства в Средние века".

Совсем особый пласт публикаций по историческому переплету свя­зан с проблемами реставрации. Начиная с 30-х годов XX в. к реставрации средневековых рукописных книг стали относиться достаточно серьезно. Сведения, приводимые исследователями XIX - начала XX в., безусловно, не были рассчитаны на их использование при научной реставрации рукопи­си: в прошлом обычно обходились ремонтом или "обновлением" старого переплета (например, обтягивали старые доски новым покрытием), либо изготавливали переплет, стилизованный под старый, или просто делали новый сообразно вкусу реставратора, хранителя или заказчика. В настоя­щее время статьи по различным проблемам средневекового переплета, но с "реставрационным" уклоном печатаются в специальной реставрационной периодике12. Большое значение имеют также публикации материалов кон­ференций, посвященных проблемам кодикологии13, а также реставрации средневековых рукописей14. Кроме того, в зарубежных странах издается периодика, посвященная исключительно проблемам сохранности и рестав­рации архивных и библиотечных материалов, где средневековому перепле­ту также отводится определенное место15.

Все вышесказанное относится в основном к западноевропейскому средневековому книжному переплету. Гораздо меньшим вниманием уче-ных-кодикологов пользовался средневековый переплет восточноевропей

ского и балканского регионов16. Зато в последние годы интерес именно к греческому переплету возрос необычайно как со стороны историков-коди-кологов, так и со стороны специалистов в области реставрации: после пер­вых исследований Берты ван Регемортер в этой области появилось множе­ство обстоятельных статей и публикаций докладов по конструкции и внеш­нему виду византийских переплетов (см. гл. 3).

Специалисты-кодикологи, как и реставраторы, осознали необходи­мость максимального сохранения старых переплетов - оригинальных или поздних, имеющих художественную или историческую ценность17. Появи­лось такое понятие, как "археология" книги, обязательно предусматриваю­щая собирание сведений о конструкции первоначальных и позднейших пе­реплетов. Во многих публикациях выявляется связь между оригинальной конструкцией переплета и сохранностью книжного блока. И если в про­шлом для авторов статей описание техники средневекового переплета явля­лось в значительной мере самоцелью, в настоящее время она рассматрива­ется в связи с реставрационными проблемами, иногда даже предпринима­ются успешные попытки адаптировать старинные методы для нужд совре­менной реставрации18.

Своего рода итогом публикаций по самому широкому кругу вопро­сов, связанных со средневековым книжным переплетом - его историей, кон­струкцией, внешним видом, является недавно вышедшая книга Яноша Ширмаи19. В ней охвачен и систематизирован огромный материал - от за­рождения книжного переплета, т. е. от знаменитых археологических нахо­док коптских рукописей, до "обложек" архивных документов позднего Сред­невековья. Книга сопровождается большим числом фотографий и схем; в ней собрана обширнейшая библиография (более 600 названий!).

Уместно также указать на большую работу, проведенную украински­ми учеными, по научному описанию рукописных и старопечатных книг, где переплету, его функциональным и декоративным элементам отводится весь­ма значительная роль20. Эта схема описания, ориентированная в первую очередь на книги кириллической печати, отражает конструктивные и орна­ментальные особенности, свойственные в частности древнерусскому пере­плету на различных этапах его развития.

Собранный авторами опубликованных исследований литературный и иконографический материал, очень важный для историков средневековой культуры и кодикологии, имеет практическое значение и для реставрато­ров, которые, к сожалению, далеко не всегда обращаются к нему. В настоя­щее время очевидно, что справиться с задачей удовлетворительной рес­таврации кодекса можно только при хорошем знании техники и внешнего вида переплета средневековых рукописных книг. Очевидно, что учет всех технологических и конструктивных особенностей при определении страте­гии реставрации средневекового манускрипта позволит лучше сохранить пергаменные, бумажные, а также папирусные рукописи и фрагменты, отно­сящиеся к различным периодам и регионам Средневековья.

1.3. Периодизация

Отправной точкой как для конструкции, так в какой-то мере и для внеш­него вида средневекового переплета Западной и Восточной Европы, Бал­кан, Закавказья и стран мусульманской культуры явились переплеты коптс­ких книг, датированных первыми веками н. э. Надо отметить, что техноло­гические приемы и в значительной мере внешний облик переплетенной книги изменялись гораздо медленнее, чем такие нематериальные компо­ненты книгопроизводства, как характер письма или художественное офор­мление рукописных книг. В первую очередь это относится к византийской рукописной книге. Греческий переплет оставался по существу неизменным на протяжении всего Средневековья, в то время как конструктивные и осо­бенно стилистические изменения книжного переплета в Западной Европе происходили очень динамично. Можно выделить несколько основных эта­пов развития западноевропейского переплета: VIX в. - раннесредневеко-вый; X-XI в. - переплеты дороманского периода; ХН-Х1Ц в.- романские переплеты; XIII-XVI вв. - готические переплеты.

Следует отметить своеобразное несовпадение в терминологии: напри­мер, романскими принято называть переплеты, датированные ХН-ХШ вв. (а иногда и XIV в.), т. е. временем господства уже готического искусства в Западной Европе. Таким образом, рукописная книга, переписанная готи­ческим шрифтом и украшенная готическими же иллюминациями (мини­атюрами и орнаментом), могла быть переплетена в романский переплет. В то же время готическими называют переплеты специфической конструкции, которые изготовлялись даже в XVI-XVII вв. наряду с уже распространенными переплетами на картонной основе. В готические переплеты "одевали" не толь­ко рукописные, но и печатные книги в период Возрождения и даже позднее.

Древнерусские переплетчики в ранний период книгопроизводства (XI-XII вв.) придерживались методов византийских мастеров, но уже в XIII в. они стали обращаться к западноевропейской практике и в дальнейшем широко за­имствовали технические и стилистические приемы как западного, так и гре­ческого - очень консервативного - переплетного искусства. Поэтому, обраща­ясь к периодизации этой области книгопроизводства в Древней Руси, следует отметить два основных этапа: первый - византийский, приходящийся на XI-XII вв., представление о котором могут дать не столько переплеты сохранив­шихся рукописных памятников, сколько "археологическое" исследование книж­ного блока; вторым этапом можно считать период, длившийся с XIII по XV век включительно, в течение которого русские мастера переплетного дела широко использовали методы как византийских, так и западноевропейских переплет­чиков, "подгоняя" их под свои задачи и возможности. В этом плане они оказа­лись более гибкими, чем их греческие коллеги. Позднее книжные мастера ши­роко использовали технологические и декоративные приемы главным образом западноевропейских переплетчиков, приспосабливая их для своих целей.

 

 

 

 

<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.