OSNOVA RB
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается?ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
Книжная графика С.В.Чехонина

И.Липович. 16-я выставка московских художников книги 1988 г.
Имя Сергея Васильевича Чехонина как
мастера графики и создателя так называе­мого «агитационного» фарфора пользуется широкой известностью. Однако творческое наследие художника значительно обширнее. Своеобразие творческой судьбы Чехонина состоит в том, что вполне сложившийся в предреволюционные годы мастер со своей очень определенной стилистикой мирискус-нического толка в годы революции стано­вится одним из самых популярных, а нео­жиданно выплеснувшаяся динамичная стихия его творчества приобретает черты универ­сализма, накладывая отпечаток на все ис­кусство того времени.



Вместе с Нарбутом и Митрохиным Чехонин принадлежит ко второму поколению «Мира искусства»  (так называли художников, вошедших в объединение в 1910-х годах). Как известно, «Мир искусства» стал выра­зителем духовных и эстетических потреб­ностей общества на рубеже XIX и XX веков, дал импульс развитию творческих тенден­ций, которые подготовили почву для возник­новения новых течений. Многоаспектность культурно-творческой деятельности худож­ников «Мира искусства» выражала их стремление к проникновению творческого начала во все сферы жизни. Мастера стар­шего поколения были, как правило, не только живописцами и графиками: они создали высокохудожественную книгу, им обязана русская сценография международ­ным признанием. Младшие сосредоточили свои усилия в сфере графики, в первую 

очередь — книжной. Они стали поистине рыцарями книги, добиваясь высокой про­фессионализации этого вида искусства. В когорте младших Чехонин выделяется необычайным многообразием творческих притяжений. Занимаясь станковой и книж­ной графикой, шрифтами, обращаясь время от времени к живописи, плакату, театраль­ной декорации, он одновременно с этим любовно воскрешает культуру старинных ремесел и искусств — миниатюру, финифть, роспись фарфора, работает над образцами предметов прикладного искусства и мебели, выполняет декоративные росписи в интерьере. Технику и материал каждого ремесла он изучает досконально и владеет ими мастер­ски. В этом смысле Чехонин—характерный художник модерна, для которого суть его творчества заключается в преобразовании жизни искусством, в эстетизации окружаю­щей среды.

Однако в обширном и разностороннем твор­ческом наследии художника графика, осо­бенно книжная, занимает одно из цент­ральных мест (в какой-то степени деля его с фарфором). Можно даже утверждать, что сложившиеся в графике приемы, своего рода стилистические формулы, проецирова­лись и на другие виды искусства. Двадцать пять лет интенсивного труда на родине и восемь лет за рубежом — в эти границы укладывается творческая биография художника. Что касается книжной графики, она четко делится на два периода — пред­революционный .и десятилетие после Октября.                                                                                                         Обложка к журналу "Пламя"1919г                                

Опыт последнего десятилетия был впослед­ствии использован и в зарубежной практике, еще очень мало изученной. Периоды разли­чаются в количественном и качественном отношении, в самом содержании и характере изобразительности. При этом сущность художественного мышления остается ста­бильной, ненарушенной. Соединение разно­родных тенденций искусства с целью их декоративной гармонизации становится прин­ципиально важным качеством творческого метода художника.

В 1907—1908 годах, когда Чехонин пришел в графику, каноны мирискуснической книги уже сложились. Она рассматривалась и как произведение искусства со своей образной и пластической логикой, и как предмет, бытую­щий в материальной среде. Подчеркивалась активная роль художника в интерпретации авторского замысла, отчетливо осознан был принцип взаимодействия двух творческих воль — писателя и художника. Книга впер­вые рассматривалась как единство, ансамбль, где все части взаимосвязаны и подчинены логике решения целого. Это качество было широко реализовано в блистательной прак­тике мирискуснической книги, подробно обосновано в теории. Именно тогда — у Бе-нуа •—возникает сам термин «искусство книги». Одним из ведущих становится прин­цип декоративной стилизации. Развивается так называемая «виньеточная» орнаменталь­ная графика, в русле которой выстраивается рисованный декоративный шрифт (имевший к тому времени немало интересных образцов, реализованных в работах Бенуа, Сомова, Добужинского, Билибина). Определяется ряд характерных приемов: господство деко­ративно-графического начала, утверждение плоскостности, доминирование линейно-кон­турного рисунка.

У Чехонина опыт работы в книге предва­ряется опытом сатирической журнальной графики, затем нашедшим применение и на страницах «Сатирикона». В 1905—1906 годах художник активно сотрудничал в журналах «Зритель» и «Маски», выступавших с анти

правительственными карикатурами, подчас очень смелыми (недаром оба журнала вскоре закрыли).

Графика Чехонина этих лет еще несовер­шенна: рисунок загружен фигурами, ком­позиция запутана, штриховка хаотична. Чехонин времени «Масок» и «Зрителя» весьма зависим от широко известного в те годы в Европе мюнхенского «Simplicissimus» (сатирического журнала) и особенно одного из самых популярных его деятелей — Т.Гейне. Именно тогда у Чехонина сложилась определенная манера заострять, доводя до злобного гротеска, облик своих персонажей. Освободившись впоследствии от этого влия­ния, Чехонин остался верен приемам дефор­мации, гротескному изображению, которое в рафинированном усложненном варианте проникает и в его оформительские работы, и в детскую книгу, и даже •— в роспись на фарфоре. Возможно, что импульсивно раз­рушительный прием заострения художест­венной формы, ее пародийного «остранения» помог Чехонину впоследствии приобщиться к внешней стилевой характерности «левых» направлений.

В первом периоде Чехонин выступает в основном как оформитель книги. Суховато решенные шрифтом и скупым орнаментом, заключенным в рамку, обложки для томов собраний сочинений в издательстве «Просве­щение» и «Светозар» еще не могут дать представления о будущем блестящем мастере книги. Его графика набирает темп к 1911 — 1913 годам.

Как известно, излюбленные временные срезы, которые одухотворены мирискусническим «ретро»,— эпохи барокко и классицизма. Чехонин — последовательный неоклассик в приверженности к старым ремеслам, в вы­соком техницизме своего искусства, в тяго­тении к чеканной строгости и патетике изобразительных форм и, наконец, в исполь­зовании набора классицистических атрибу­тов — венков, гирлянд. Но не следует забы­вать также, что кроме того в творческом багаже художника старое европейское и русское искусство -от французского  гра­вюры до русского лубка. Столь же тща­тельно изучал он народное творчество — ткачество, вышивку, керамику, резьбу по дереву. Оно вносило жизнь в его классици­стические мотивы, одухотворяло их. В эти годы складывается архитектоника чехонинской обложки: строго конструктивно выстроенный лист с большим пространством белого поля, введенного в границы деко­ративной рамы, овальной «медальонной» или   прямоугольной.                                                                            

С.Чехонин. М.Пожарова. Солнечные   зайчики Л.,   ГИЗ,   1924.   Обложка                                                                   

Жесткая архитектоника классического книжного фасада с симметрич­но расположенным шрифтом обогащена необычайной выразительностью орнамен­тальных форм. Знаменитые чехонинские розы, словно выкованные из драгоценного металла, обладают своей таинственной жизнью, своей многообразной текстурой, своей убеждающей вещностью. В этом отличие Чехонина от сотоварищей по объединению. У них стилизация часто прев­ращает форму в орнаментальный арабеск, у Чехонина — в новую декоративную предмет­ность. Жизнь природных форм для худож­ника не отвлеченная схема, а живая струк­тура. В плетении цветочных узоров прояв­ляется еще одна важная особенность чехо­нинской манеры. Его цветы, листья, травы легко узнаются, у них свое «чехонинское» обличье. Со свойственной ему скрупулез­ностью Чехонин изучает богатство каждого орнаментального мотива, в особенности цве­тов, и сохраняет это богатство в любом стилизованном узоре. Поэтическое начало его орнаментальной графики имеет основой национальную традицию. Ритмы тончайших травинок сочетаются с большими пятнами листьев и цветов, как в росписи предметов народного искусства. Вспоминаются изделия мастеров Хохломы, с их нарядным черно-красным с золотом растительным узором, выполненным свободными открытыми маз­ками.

В достаточной степени каноничным   в духе воплощения мирискуснических идей и характерным для чехонинской графики 1910-х годов образцом может служить обложка книги «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина. Ее определяющие доминан­ты — плоскостность, статика, декор. Им подчинено расположение орнамента и шрифта. Изолированность обложки как самостоя­тельного графического листа подчеркнута рамкой, удвоенной орнаментом. Этот при­ем — обрамление — надолго удержится в ленинградской оформительской графике 20-х годов. Он свидетельствует о том, что                                                                                                                                                                                                                                                                                     

задачи ансамблевого решения книги еще не до конца осознаны художником, что отдель­ный лист в книге может рассматриваться как завершенное произведение. Господство линии, преображающей объем в контур, подчеркивает подчиненность шрифта и декора плоскости. Вертикальная композиция вы­держана в законах строгой симметрии, рав­новесия частей, масштабного соотношения незаполненных белых плоскостей с пятнами черного и градациями серого. Той же декоративно-конструктивной задаче подчи­нены контрасты шрифтовых начертаний: в одном случае изогнутые линии курсива спле­тены из цветочных гирлянд, украшены ви­тиеватыми росчерками засечек (имитация характерных шрифтов модерна), в другом — массивные стойки букв прямого шрифта дополнены тонкими соединительными ли­ниями.

В то же время художник еще достаточно индифферентен в своем отношении к пуш­кинскому тексту. Его увлекает главным образом выстраивание эталонной обложки, ритмически-спокойной, декоративно-обога­щенной.

Художник прибегает к разнообразным ком­позиционным приемам. Кроме орнаменталь­но-шрифтового он использует как главный какой-либо декоративный мотив. Так, напри­мер, на обложке к сборнику пьес Аверченко в центре помещены атрибуты театра, а шрифту отведена подчиненная роль. Изоб­ражение построено по принципу барельефа, что укрепляет плоскость листа, и сам этот принцип напоминает книгу и книжную гравюру пушкинского времени. В 1915—1917 годах в графику Чехонина начинают проникать новые веяния. Он не остается в стороне от популярных в то время новаций в области искусства: лакони-зации рисунка, усложненности пространст­венных соотношений. В фронтисписе жур­нала «Аполлон»  (1917) условное схемати­зированное изображение бога искусств, выстроенное резкими ломкими штрихами, словно уходит в глубину, но его удерживает на белом поле страницы гирлянда-«медальон», исполненная с характерной для художника любовью к яркой декоративной вещности. Барельефность орнамента противостоит изображению Аполлона, создаются словно бы разные пространственные зоны, взаимо­действие которых заново утверждает плос­коХудожник прибегает к разнообразным ком­позиционным приемам. Кроме орнаменталь­но-шрифтового он использует как главный какой-либо декоративный мотив. Так, напри­мер, на обложке к сборнику пьес Аверченко в центре помещены атрибуты театра, а шрифту отведена подчиненная роль. Изоб­ражение построено по принципу барельефа, что укрепляет плоскость листа, и сам этот принцип напоминает книгу и книжную гравюру пушкинского времени. В 1915—1917 годах в графику Чехонина начинают проникать новые веяния. Он не остается в стороне от популярных в то время новаций в области искусства: лакони-зации рисунка, усложненности пространст­венных соотношений. В фронтисписе жур­нала «Аполлон»  (1917) условное схемати­зированное изображение бога искусств, выстроенное резкими ломкими штрихами, словно уходит в глубину, но его удерживает на белом поле страницы гирлянда-«медальон», исполненная с характерной для художника любовью к яркой декоративной вещности. Барельефность орнамента противостоит изображению Аполлона, создаются словно бы разные пространственные зоны, взаимо­действие которых заново утверждает плос­костность.

Особая сфера деятельности Чехонина — его работа над алфавитами-шрифтами, которыми он занимается значительно активнее и пос­ледовательнее, чем остальные мастера «Мира искусства». Причем художника интересовали не только декоративные рисованные шрифты, он пробовал свои силы и в наборных. В его первых шрифтах пре­обладает орнаментальность. Для наборного шрифта типографии Лемана Чехонин обращается к конструкции гума­нистической антиквы. Пропорции этого шрифта соотнесены с квадратом, он ясен и гармоничен. Ему присущи малая конт­растность основного и дополнительного штриха, округлость перехода от основного штриха к засечкам. Широкое поле буквы, оставленное свободным, контрастно узорному фону квадрата, в который она вписана. Этот шрифт получил первую премию на конкурсе, организованном типографией Лемана, но так и не был реализован. Если образцы наборных шрифтов Чехонина отличаются строгостью и благородством пропорций и словно бы овеяны духом искус­ства Высокого Возрождения, то в рисован­ных шрифтах художник прибегает к дефор­мации буквы, к эксперименту. Он смело нагружает букву не только орнаментом, но и гротескным изображением, как, например, в «Сказочной азбуке» (1912), где каждая буква представляла какое-нибудь существо из русской сказки. Тот же принцип исполь­зован в знаменитом «Театральном алфавите» Чехонина, где перед зрителем парадным строем проходят разные виды театрального искусства, представленные изобразительной клоунадой в характерной для художника ироничной манере. Поле широкой, словно распластаной на плоскости буквы дает 

возможность размещения внутри него слож­ного рисунка или орнамента. В творчестве Чехонина характерное для второго поколения «Мира искусства» увле­чение виртуозностью и совершенное владе­ние художественным материалом обогаща­ются неиссякаемой декоративной фантазией и артистизмом индивидуальной манеры.

 


                                                                                               

В годы Октябрьской революции Чехонин оказывается в числе тех, кто перестраивал изобразительную культуру, реформировал художественное образование. Он — член художественной коллегии при отделе изоб­разительных искусств Наркомпроса вместе со Штеренбергом, Альтманом, Матвеевым, Каревым, Луниным. Художник работает с невероятной интенсивностью. Он участвует в оформлении массовых празднеств, выполняет первые образцы советских гербов, печатей, денежных знаков, делает плакаты и лозунги, расписывает фарфор. Изобильна и многолика его книжная и особенно журнальная графи­ка. Именно в эти годы его индивидуальный стиль становится широко популярным, по­лучает всеобщее признание. Меняется сама манера Чехонина, его камерное искусство приобретает черты публицистичности, масштабности, отражает стихию революции. «Его классицизм стал жарким, боевым, 

мужественным,— писал А. Эфрос,— Чехонин гудел в свои ампирные формы, как в боевые трубы» '. В дни Октября Чехонин реализовал свой творческий потенциал в новой агита­ционной стилистике, найдя созвучные вре­мени чеканно-патетические формы, сохранив и усилив при этом качества своего изобрази­тельного языка — декоративную остроту, пластическую ясность, а главное — доступ­ность восприятию парода. Активизация художественной формы с сохранением ее декоративной сущности — в этом смысл чехонинского новаторства. Его неоклассика трансформируется под влиянием искусства авангарда. В своеобразии сплава индивидуальной характерности и стилевых напластований, острой реакции на современ­ность и определенного художественного кон­формизма — сложность творческой судьбы мастера. Он, казалось бы, открыт всем нова­циям, использует приемы супрематизма, ку­бизма, футуризма. Но цель остается преж­ней    поиски  декоративного  синтеза. Художники авангарда провозглашали себя, как известно, творцами «новой реальности», Чехонин преображает лишь привычную для него реальность,  стилизуя   приемы   нового искусства.  Он   воспринимает   в   первую очередь   «букву»,   а   не   дух   новаторских систем: геометризацию объемов — в супрематизме, сдвиги форм — в кубизме, движение по плоскости — в динамическом футуризме. Все эти ходы, так же как в свое время приемы классицизма, исполь­зуются для того, чтобы повысить экспрес­сивную выразительность графической пла­стики. Деформация касается вначале лишь внешних признаков зрительного ряда; деко­ративность и плоскостность остаются клю­чевыми позициями. Однако постепенно в искусстве Чехонина появляются качественно новые черты, нарушается привычная сим­метрия композиций, в них все более на­стойчиво врывается движение, упрощается, становится более лаконичным рисунок, подвижными — шрифты. В основе своей — это не новый принцип 

творчества, а одна из форм стилизации, доведенной до границы разрушения сло­жившегося канона. Типична в этом плане обложка к журналу «Октябрь» (1921), где художник объединяет контрастные тенден­ции современного ему искусства. Сноп дробящихся разноцветных лучей служит светозарным фоном для схематизированной фигуры рабочего. Изображение разбито на деформированные плоскости, ритмичное повторение форм передает движение, раз­ложение цвета служит обогащению цветовой структуры листа. Шрифт включен в изоб­ражение, обострен цветом, расположен в разных пространственных зонах, отчего создается ощущение нового усложненного пространства, особенно в сопоставлении с однородной плоскостностью прежних ком­позиций. Но все эти приемы динамического футуризма и супрематизма мирно уживаются с мирискусническими принципами стилиза­ции, с реалиями орнамента, составленного на этот раз из вполне современных пред­метов — фотоаппарата, книг, фотопленки, но скомпонованного в привычную гирлянду. Здесь сложно говорить о синтезе, скорее — о декоративном согласовании разноречивых приемов, исполненном с присущей Чехонину виртуозностью.

Точно так же в обложке к монографии о нем Чехонин   словно   бы   демонстрирует   свое художественное кредо: приятие и декора­тивное   преображение   всех   современных тенденций искусства. Здесь и «Черный квад­рат» Малевича, и имитация контррельефа Татлина, и смещенные геометрические плос­кости супрематизма, и классическая гир­лянда. А в итоге — контрастные сочетания приведены к единому знаменателю деко­ративной логики и конструктивной выстроен-ности целого. Немаловажное значение приобретает в этой выразительной и нео­бычной композиции игра фактур. Художника все более занимают проблемы книжного ансамбля. В суперобложке к книге Джона Рида «10 дней, которые пот­рясли мир» (1923)  орнаментальный узор 

сплетен из красных силуэтов, образующих декоративный фриз, который переходит на корешок и заднюю сторону обложки, уси­ливая ощущение нарастающего движения. Точно найденному рисунку силуэтов акком­панирует движение взметенных знамен, поднятых рук и оружия. Динамичность усилена ритмизацией действия, подчеркнута рисунком так называемого «пламенеющего» шрифта. Как единое целое решена компо­зиция обеих сторон обложки. Патетика романтически-взволнованного повествования нашла адекватное воплощение в ее точно и тонко найденном образном строе. С особой полнотой реализуется проблема книжного ансамбля в детской книге, где художник в 20-е годы осуществляет ряд примечательных изданий. Как и в других видах его творчества, важную роль здесь сыграло народное искусство, в том числе лубок. Прослеживается зависимость от форм искусства авангарда в их переосмысленном чехонинском варианте, несомненны и связи с сатирической графикой прошлых лет. В детской книге Чехонин словно бы созна­тельно ставит задачу разрушить мир оча­ровательных фантазий, искусно обыгранных стилизаций, излюбленных мирискусниками.

<< Назад Добавить новый комментарий
Jamesref
29.08.2018 22:06:31
sun pharma abortion pills
Acquire lower-priced remedy drugs from our online prescription referral worship army - PharmaPills.net - and the time of one's life the convenience of preferably use and peacefulness of mind when ordering from our secure online shopping system.

Our pair of dedicated professionals strive to show your online sagacity as astute and inviting as possible. We honour ourselves in our know-how to provender these services at a significantly bring set someone back than what rhyme would normally pay. All while avoiding any unseen charges or fees. PharmaPills.net never loses incredible of our patients being people, opposed to numbers. Our duo wishes not at all a halt searching as the pre-eminent dispense on medications we can make available to you.

We Steal People Go Proper Medications

PharmaPills.net is wholly committed to providing trait when it comes to your instruction medications. Our patients are searching in place of a trusted, online drugstore - including a licensed Canadian apothecary - which offers the “honest administer” at an affordable price.

We, at pharmapills.net, be versed that in multifarious cases the use of exact direction drugs at the best prices may not only improve your superiority of life, but also shield your wallet.

http://pharmapills.net/ - is pills pharma legit

Accordingly, our online apothecary guarantees that its customers not just inherit solid, unadulterated drugs, but also, that they intention be delineated any needful chap support which may usher their prescriptions.

We pay tight-lipped attention to each and every character, ensuring that the accurate medication and correct total is dispensed. You can rely on us for any needed remedy upper admonition; in the meantime we ask that you be modelled after the physician’s instructions allocated to each prescription.

You Can Rely On PharmaPills

Our trusted, Canadian Cosmopolitan Dispensary Alliance approved, online pharmacopoeia, PharmaPills, realizes that unequalled health plays a truly crucial part in life. Our without a scratch staff is dedicated to providing our customers with the pharmaceuticals they need. We advance a quick turn-around outmoded, unhealthy prices, frank medications, and the compulsory physician’s instructions suitable each prescription.

http://pharmapills.net/

Over, we entertain alphabetically listed ornate descriptions of our most a lot purchased recipe drugs online. Class these drugs from us with confidence.
VadimKL
24.08.2018 04:54:42
Продвижение сайтов недорого
Доброго времени! Вы все еще не можете продвинуть свой сайт с места и начать зарабатывать хорошие деньги? Предлагаю Вам свою услугу по продвижению вашего сайта в ТОП-10 выдачи Яндекса и Google.

Подробнее узнайте по почте proxrum==@==mail.ru (удалите пожалуйста знаки =)
Отпишите письмо с темой "ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТОВ В ПОИСКОВИКАХ" и я Вам помогу. Цена продвижения в 2 раза ниже стоимости СЕО-фирм!
2 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается?|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.