РЕСТАВРАЦИЯ . +7(925)318-01-18.
Реставрация книг , бумаг, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Реставрация редких книг и бумаг.Галерея.Реставрация редких книг и бумаг.Галерея. Переплёт. Футляры.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
ПУТИ ОФОРМЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ КНИГИ ЗА МИНУВШИЕ СОРОК ЛЕТ
Статья из сборника -Книга.Исследования и материалы. 1959 г. В.Н.Ляхов    Часть 1

О книге с большим уважением и признательностью 
говорили передовые люди разных эпох и нацио­нальностей. Много хорошего сказано и о русской книге: «Свет дневной есть слово книжное» — говорится в одной русской рукописи; «Книга есть жизнь нашего времени»,— писал Белинский. «Чудом рук человеческих» называл книгу Горький. По­хвала книге — это признание ее общечеловеческих заслуг как ору­дия просвещения и борьбы за прогресс.

Книга связана с жизнью общества десятками нитей: в ней отражается весь комплекс чело­веческих отношений, достижения науки и техники, уровень произ­водства, состояние искусства. Идеи, заключенные в книге, ее худо­жественное оформление имеют в классовом обществе классовый характер. Деятельность художника книги так же, как и писателя, является отражением всех этих связей. Книга как оружие классо­вой идеологической борьбы и как предмет материальной культуры необычайно быстро, точно и интересно реагирует на все изменения в общественной жизни.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории книги. Революция сделала книгу достоянием народа, в корне изменив все ее существо: смысл ее как литератур­ного произведения, ее художественно-полиграфическое оформление, ее тиражи и принципы распространения.

У советской книги есть своя очень содержательная и интерес­ная история, история сорокалетней борьбы за то, чтобы на различ­ных этапах жизни социалистического государства быть верной помощницей советского человека. Сложным и трудным был этот путь, много усилий со стороны создателей советской книги потребо­валось, чтобы она могла занять ведущее место в мире почти по

всем количественным показателям, по своей прогрессивности и де­мократичности.

Сейчас наша книга научилась удовлетворять самые насущные потребности народа, но непрерывно растущий культурный уровень масс требует от советских книгоиздателей большего разнообразия в содержании и оформлении книг, больше остроты, смелости и оригинальности в решении идейных и пластических задач, которые стоят перед каждым художником книги. Наши читатели хотят также иметь книгу прочную, удобную и недорогую. Как можно скорее и лучше ответить на эти требования —наш долг.

Серьезную помощь в этом отношении может оказать изучение исторически важных этапов в развитии оформления советской книги. Это полезно по двум причинам: во-первых, поможет избе­жать ошибок, которых было немало в прошлом и без которых не­возможны поиски нового, и, во-вторых, обогатит наше знание тем положительным, что было найдено на ранних этапах и что в силу тех  или  иных  причин  иногда  оказалось  несправедливо  забытым.

Деятельность художников, сознательно и честно развивавших реалистическое направление в оформлении книги, вне зависимости от времени — в двадцатые годы или в пятидесятые, характеризуется уважением к книге и читателю, желанием в ясной и понятной форме донести до него идейно-тематическую сущность книги, по­строить в единстве все ее внутренние и внешние оформительские элементы, сделать книгу целесообразно и экономно во всех отно­шениях.

Такая книга всегда продукт своего времени, и поэтому она как детище эпохи живет долго, становясь действительно духовным за­вещанием одного поколения другому. Необычайно интересным, слож­ным и подчас противоречивым кажется нам оформление книг, вы­шедших на протяжении первого десятилетия Советской власти, то есть в то время, которое определяем довольно общим названием «двадцатые годы». Это были невероятно трудные годы для нашей страны: гражданская война, разруха, голод, саботаж чиновников.. . Вот условия, в которых началось социалистическое строительство и, в частности, создание советской книги, история которой начина­лась буквально в огне революционных событий: уже 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) было создано Государственное изда­тельство (Госиздат), первейшей задачей которого считался выпуск массовых изданий классиков русской и мировой литературы, учеб­ников и, конечно, издание массовой революционной книги, о чем не раз напоминал В. И. Ленин.

Первыми изданиями, вышедшими после Октября, были Дек­реты о мире, земле и образовании Советского правительства —• до­кументы величайшей исторической важности — и биография вождя революции В. И. Ленина.В тяжелых условиях войны издательские отделы ВЦИК, По­литуправления Реввоенсовета, партийное издательство «Прибой» и 

другие наладили массовый выпуск брошюр, листовок, книг, плака­тов, которые призывали народ на воинские и трудовые подвиги, освещали ему путь к новой жизни.

Потребность в книге уже в то время была огромной — тиражи в 100—200 и даже 500 тысяч экземпляров были обычным явлением. Какое напряжение, какую изобретательность и находчивость дол­жны были проявить полиграфисты, чтобы на разбитых машинах, в условиях все более ощущаемого бумажного кризиса обеспечивать молодую страну книгой! Знаменательно, что литература в первые послереволюционные годы распределялась Центральной распреде­лительной комиссией бесплатно.

Массовая книжка первых лет новой России — суровая книж­ка—солдат. За ее скромной внешностью скрывалась огромная сила правды и искренности, которая и сейчас заставляет относиться к ней как к реликвии славы и побед.

Но прошел год, два, и перед Государственным издательством во весь рост встал вопрос об улучшении качества оформления и исполнения книг, несмотря на то, что никаких сдвигов ни в матери­альной, ни в технической базе еще не было произведено, кроме основного: и издательства и типографии стали достоянием народа.

Книга требовала к себе внимание потому, что она была пре­вращена революцией в оружие борьбы и просвещения многомил­лионного народа, в рычаг, помогающий осуществить культурную революцию в стране.

Советские издательства добились очень многого в области оформления книги уже в первое десятилетие после Октября. Это были годы, когда художественная жизнь страны, долгое время дре­мавшая в затхлой атмосфере по-мещански буржуазного или по-буржуазному мещанского бытия, пришла в бурное движение. Но­вые идеи, новые стремления рождались в кипящем водовороте событий, сталкивались с попытками реставрировать старое. Востор­женное принятие Октября одними художниками, настороженное выжидание со стороны других, явная враждебность третьих — при­водили к столкновениям, оппозициям, групповщине. Неясность того, как надо делать новое искусство, что противопоставить ста­рому, вносила большую путаницу и неразбериху в споры и борьбу

ХуДОЖ'НИКОВ.

Книжное оформление этих лет отражает этапы и пути борьбы за развитие реалистических, советских тенденций в книжной гра­фике.

Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим Советским издательствам пришлось начинать работу со ста­рыми художниками — графиками, многие из которых прошли «шко­лу» группы «Мира искусства» и были в той или иной мере склонны к ретроопективизму, стилизаторству, рафинированному отбору те­матики. Крупнейшие художники, которые с первых дней советской книгоиздательской деятельности начали работать над книжным оформлением,— это Б. М. Кустодиев, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин,Е.Е.Лансерье,М.В.Добужинский,Д.И.Митрохин,А.Н.Лео, и др. Не все они смогли понять величие происходящего,не все рискнули отдать талант народу. Но те,в ком чувство патриатического долга побороло сомнение,свойственное многим художникам их круга,кто смог,самозабвенно отдаться новому делу .Говоряоб этих художниках, мы должны в перву очередь назвать Б.М.Кустодиева,А.П.Остроумову-Лебедеву,Е.Е.Лансерье,Д.Н.Кардовского и ряд других,работавших в различных областях искусства. Б.М. Кустодиев был одним из первых,который ,поняв  требование времени ,пришёл к новому типу оформления книги:яркому,простому и убедительному по своим образам.
 Возможно,что закалка Кустодиева как блестящего реалиста живописца(он был любимым учеником Репина) поддержала художника в исканиях: в отличаи от многих своих колег,он сразу оказался на верном пути.
Предельно скупо, в одну-две краски, он создает обложки одну за другой. Для " Народной библиотеки" он оформляет книги классиков-Пушкина,Лермонтова,Л.Толстого,Тургенева ,Горького и други; делает обложки массовых брощюр для деревенских столяров,жестянщиков,садоводов,тележников и пр.;рисует марки,плакаты,газетные иллюстрации и многое другое.Одних только обложек,по приимуществу для Госиздата,за период с 1919 г по 1927 г. создал более семидясити.Кустодиев по праву может                                                                                                                                                          

 быть назван основоположником нашей   изобразительной или, как иногда ее называют, иллюстративной обложки.
  Если в первых работах «Дубровский» и «Руслан и Людмила» (1919)   Кустодиев еще не может целиком побороть в себе старой  манеры, то в 1925— 1926 гг., в расцвете своей творческой деятельности, он создает яркие и жиз­ненные образы, находит острые социальные харак­теристики.

 Достаточно посмо­треть на обложку к изда­нию повести Л. Толстого «После бала» (1926), чтобы убедиться в необы­чайно сильном даре Ку­стодиева выражать слож­ное через простое. Компо­зиция лаконична, изобра­зительные средства сведе­ны до минимума — две краски: черная и красная заливками. Но как глубо­ко человечно должен был пережить художник со­циальную драму, гениаль­но изображенную Тол­стым, чтобы связать в еди­ный, трепещущий в страш­ном напряжении, психоло­гический узел эти пятна черного и красного, кро­вавого и мрачного, в ко­торых олицетворяется страшная картина истя­заний человека!

Одна из последних обложек Кустодиева — к роману М. Горь­кого «Дело Артамоновых» характеризует тонкое и острое умение художника разбираться в социальных движениях общества. Он не только понял, но и сумел выразить общую идею гибели капита­лизма в конкретном художественном образе. Построенная на кон­трастном соотношении оранжевого и черного, обложка монумен­тальна по композиции. Статичность всех изобразительных элемен­тов, неподвижный силуэт основателя «дела», хозяина огромных материальных богатств* чувствующего безысходность тупика, как бы говорит о неизбежности краха капитализма.                                                              Помимо обложек к классическим произведениям русской лите­ратуры,   Кустодиев  сделал  много  книг  современных  писателей  и целую серию брошюр для деревни. Упоминая о них, следует ска­зать,  что   мало  кто  до  и  после   Кустодиева   массовую   брошюру оформлял так хорошо, как это удавалось ему. Во всяком случае деятельность    Кустодиева в   этой    области   достой­на   уважения   и   в   наши дни.

Кустодиеву-иллюстра­тору принадлежит и одна из лучших книг того вре­мени — издании повести Н. С. Лескова «Леди Мак­бет Мценского уезда» (1930), в которой в удивительном единстве соче­таются штриховые рисун­ки, белая бумага и шрифт, острота образов и эмоциональность.Несомненный интерес представляют для нас и автолитографии Ку­стодиева к шести стихо­творениям Некрасова, и оформление книги «Один день с Лениным», и иллю­страции к произведениям Горького.

Первое десятилетие советской власти было лучше всего понято теми художниками, которые по­добно Кустодиеву стреми­лись К   ПРОСТОМУ   И    ЯСНО-

му изобразительному язы­ку, наиболее понятному массам.

Именно такие работы пережили время и сейчас свежо и сильно воспринимаются нами и во многом служат как бы символом «два­дцатых годов». Сюда мы должны отнести «Белые ночи» Ф. Досто­евского с иллюстрациями М. Добужинского и плод многолетних усилий А. Бенуа — иллюстрации к «Медному всаднику»; лучшие работы С. Чехонина, его обложки к «Чапаеву» Д. Фурманова и к книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» или иллюстрации к сказке К. Чуковского «Тараканище»; «Освобожден­ного Дон-Кихота» А.  В. Луначарского с превосходными во всех                                                                                   

отношениях гравюрами Н. Пискарева, а также целый ряд острых и интересных обложек других художников: Е. Д. Белухи, В. А. За-мирайло, М. А. Кирнарского, С. М. Пожарского, И. Ф. Рерберга, М. В. Ушакова-Поскочина.

На их фоне менее значительными и содержательными представ­ляются работы тех художников, которые уходили в сторону от реа­листического искусства и пускались в малопонятные, часто слабые с профессиональной точки зрения поиски то завитка линии, как это делал почти забытый ныне С. Грузенберг, то абстрактной линии и пятна, как это было в работах футуристов, «беспредметников» и им подобных, оторвавшихся от жизни художников.

Не ко ;времени пришлись и многие из книг, блестяще выполнен­ных с полиграфической точки зрения, но не отвечающих самому духу революционной эпохи. К их числу относится сомовская «Кни­га маркизы», некоторые издания «Аквилона», в которых отразились эстетские и аполитичные настроения крупных мастеров русской гра­фики, не понявших величия революционной эпохи и не сумевших или не пожелавших отдать свой талант, мастерство и высокую гра­фическую культуру на службу народу. Строго осуждая их недо­статки, мы, однако, можем и должны знать их достижения и твор­чески воспринимать то лучшее, чем они сильны.

Подводя итоги анализу ведущих течений первого десятилетия Октября, необходимо отметить, что это были годы ожесточенной борьбы за понимание задач советского искусства, первые ростки которого помогли формированию принципов нашей книги, и в по­следующие периоды эти принципы были откорректированы, углуб­лены и расширены.

В то сложное время, когда складывались и рождались в борьбе основы оформления советской книги, Государственное издатель­ство, а рядом с ним «Красная новь», «Земля и фабрика», «Молодая гвардия», «Гостехиздат» и другие кропотливо и самоотверженно работали по улучшению качества изданий и оформления книг. В этих издательствах к концу первого десятилетия советской власти была начата сознательная борьба за разработку типов оформления книги и нередко создавались прекрасные образцы оформления политической, научной книги, книги по искусству. Очень внима­тельно относились издательства и художники того времени к соз­данию массовых серий, посвященных вопросам науки, техники и сельского хозяйства. В обложках этих книг наглядность и идей­ность шли рука об руку с большим художественным мастерством. Целая плеяда молодых выдающихся мастеров книжного оформле­ния выросла вокруг этих издательств и стала достойной сменой луч­ших художников старшего поколения, которая сознательно и та­лантливо начала работать с двадцатых годов.

На этом следует подвести некоторые итоги по первому десяти­летию истории оформления советской книги, касающиеся основных художественных тенденций того времени.

1)   В советской книге с первых дней революции наметились
тенденции к освобождению от принципа оформления дореволюци­
онной книги и ранее установившихся типов оформления. Создание
метода оформления советской книги  началось с усвоения основ­
ного — с разработки системы выражения идеи в оформлении книги.

Были достигнуты особенно большие успехи в разработке оформ­ления массовых изданий политической, научной, технической и сельскохозяйственной литературы.

Многие издания тех лет были образцом искусного использова­ния даже плохих по качеству полиграфических материалов, умения найти редкое единство и цельность в сочетании всех элементов художественно-полиграфического оформления,

2)   В оформлении художественной литературы, наряду с реа­
листическим  методом,   существовали   течения,   которые,   уходя от
актуальнейших задач советского книжного оформительского искус­
ства, ставили перед собой чисто формальные проблемы, ведущие
к отрыву формы от содержания. Эти тенденции шли в разрез с ос­
новной  линией   развития   советского  искусства   и были осуждены
в постановлениях партии и правительства по вопросам искусства и
издательского дела.

*

Первое десятилетие в области оформления советской книги характеризовалось отсутствием твердо выработанных взглядов и принципов, которые давали бы основание говорить о типе ее офор­мления. Становление этих принципов следует отнести к середине тридцатых годов, когда внимание художников было обращено на то, чтобы создавать высокохудожественное оформление книги, со­ответствующее значительному содержанию.

Для понимания направления, в котором развивалась деятель­ность советских художников книги во втором десятилетии, мы должны указать на те конкретные организационные мероприятия в области издательского дела, которые явились залогом их успеш­ной работы. Сюда надо отнести следующее:

1. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 июля 1928 г. «О меро­приятиях по улучшению юношеской и детской литературы», ясно и четко сформулировавшее идейные принципы создания советской юношеской литературы, которые могли быть распространены на всю нашу литературу.

Вот те выводы, которые следовали из этого исторического постановления:

а)   книга должна стать достоянием широких масс трудящихся
города и деревни;

б)            советская книга обязана быть орудием коммунистического
воспитания   народа,   проводником   передовых   марксистско-ленин­
ских идей, источником, расширяющим научный кругозор читателя 

в) книга должна быть дешевой, занимательной и хорошо оформленной.

2. Перестройка государственной издательской системы и све­дение на-нет частных издательств, в результате чего образовалась мощная база для развития планового издательского хозяйства. Это привело к упорядочению полиграфического производства, книжной торговли и подготовки кадров, роль которых в то время была ре­шающей.

В 1931 г. был провозглашен принцип типизации книги, кото­рый гласил: «Тип книги, ее содержание, язык должны отвечать специальному назначению ее, уровню и потребностям той группы читателей, для которой она предназначена» 1. Это положение легло в основу сложной и кропотливой работы художников над созда­нием типа оформления различных книг, в зависимости от принад­лежности их к той или иной отрасли литературы и целевой направ­ленности.

Располагая большим коллективом художников, уже принци­пиально решивших поставленный М. Горьким вопрос: «С кем вы, мастера культуры?», широко используя талантливых мастеров, только что окончивших советские художественные вузы, наши из­дательства перешли к большой созидательной работе над книгой. В эти годы стала вырабатываться эстетика советской книги, стиль оформления, осваивались новые материалы и методы полиграфиче­ского производства большетиражных изданий литературы различ­ных типов.

Во втором десятилетии появились те капитальные издания произведений основоположников марксизма-ленинизма, которые вошли в золотой фонд нашей партийной литературы. Естественно, что изданию этих книг уделялось самое серьезное внимание, они печатались на хорошей бумаге, были покрыты тканевым переплё­том и служили как бы образцом для оформления других изданий такого типа.

Художники, работавшие в этой области, правильно и тактично нашли черты, в которых воплощалась основная идея оформления издания — монументальная образность, говорящая о значитель­ности и научной революционности книги. Выдающимся в этом от­ношении было издание собраний сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Оно было подготовлено Институтом Маркса — Энгельса — Ленина и выпущено в оформлении П. А. Алякринского. Тканевый переплет № 7 решен при помощи одних лишь шрифто­вых средств, но пропорции и начертание букв, соотношение пятна текста к фону на сторонке, композиция корешка настолько выдер­жаны, что воспринимаются как архитектурное единство, которое, подобно памятнику, венчает сочинения великих вождей пролета­риата.

Эти качества настолько ясно и полно выражены, что совет­ский читатель воспринимает оформление книги как современное, близкое. Заложенные в этом и подобных ему изданиях черты оформления политической книги стали традиционными, и они были подхвачены и развиты последующими поколениями художников, ра­ботающих в этой области.

Знакомые каждому красные томики сочинений В. И. Ленина с черным силуэтом на переплете, изданные тем же Институтом в 1930—1931 гг., настолько удачны по оформлению, что долго слу­жили классическим образцом яркого выражения типичных черт оформления нашей политической книги.

Хуже обстояло дело с выпуском второй, не менее важной группы изданий этой литературы — массовой политической книги. Здесь мы не можем отметить такого быстрого и крутого подъема в улучшении оформления. Брошюры, многотиражные издания, на­правленные к огромной читательской аудитории, очень часто от­ставали от тех требований, которые предъявлялись к ним.

Однообразие наборных обложек, безликость, а иногда и штамп в оформительских приемах, свидетельствовали о том, что издатель­ства мало обращали внимания на выявление типичных черт этих изданий, пустив дело на самотек.

Проблема образного выражения идеи в массовых политиче­
ских изданиях оставалась нерешенной и, по сути дела, даже не
ставилась.                       :1"

Переходя к научной, научно-популярной и технической лите­ратуре, необходимо отметить, что ее развитие во многом соприка­салось с развитием оформления политической книги. Да это и не могло быть иначе, ибо расширению научного кругозора масс наша партия всегда уделяла громадное значение, считая это делом большой государственной важности.

Если в первый период в области оформления этой литера­туры были уже сделаны некоторые сдвиги по сравнению с доре­волюционной научной книгой, то в период с 1928 по 1937 г. окон­чательно сформировался тип научного издания, со всеми прису­щими ему чертами оформления.

Здесь следует оговориться, что, так же как и в оформлении политической книги, в научной книге существовала группа капи­тальных изданий, очень хорошо разработанных, как тип оформле­ния и группа массовой литературы, оформление которой было зна­чительно хуже.

К числу хорошо оформленных книг научного характера можно отнести изданный в 1929 г. труд И. В. Мичурина «Итоги полуве­ковых работ по выведению новых сортов плодовых и ягодных ра­стений», выпущенный издательством «Новая деревня». Художник А. Лео сумел найти для нее архитектоническую форму, четкий шрифт, скромное убранство, которые вполне гармонируют с глу­боко научным содержанием книги. В этой работе оформителю уда

лось   преодолеть    свойственную    ему    стилизаторскую    манеру и штамп, в который он нередко впадал.

Значительным достижением для всей нашей полиграфии и оформительского искусства было издание Большой и Малой совет­ских энциклопедий, в которых ярко наглядно проявились черты на­учной литературы; издание превосходной серии «Классики есте­ствознания».

Следует отметить, что год от года процент научных и техни­ческих книг, выпускаемых советскими издательствами в перепле­тах, неуклонно рос. Это давало возможность не только увеличить срок службы книги, но и изменить ее внешний вид за счет значи­тельного обогащения такими оформительскими средствами, как тиснение, применение сухих переплетных красок и т. д., которые почти не использовались в бумажной обложке первого десятилетия.

Издательский переплет быстро осваивался советскими худож­никами и уже в 1934—1935 гг. можно было говорить о советском стиле оформления книг в тканевых переплетах из ледерина, колен­кора и дерматина.

На фоне этих достижений значительно хуже выглядит офор­мление обложки массовых книг и брошюр по вопросам науки и техники. До 1935—1936 гг. и даже 1937 г. было очень много книг, которые выпускались в наборной обложке с большим привкусом конструктивизма. К сожалению, во многих случаях его разумные принципы: экономия средств, целесообразность — стали превра­щаться в свою противоположность и вели к самому настоящему формализму и трюкачеству.

Все больше появлялось книг, как две капли воды похожих одна на другую, хотя и посвященных разным темам, предназначав­шихся для разных читательских групп и т. д. Это вело к господ­ству штампа, с которым нужно было бороться.

Типичной композицией для этого времени была асимметричная шрифтовая композиция, в которой применялись различные сдвиги строк, расположение их по вертикали, по диагонали; часто вводи­лись ненужные украшения в виде квадратов, кругов, полос. Все это навязывало книге чуждую ее природе замысловатость, схема­тизм, не оправдываемый содержанием.

С обложки массовой, технической и производственной бро­шюры мало-помалу ушли яркие и выразительные рисунки (вспом­ним Кустодиева!), исчезла декоративность, меньше здоровой изо­бретательности стало проявляться и в шрифтовом оформлении, и в орнаментации. А это придавало сухость книге, истощало образ­ность ее оформления.

Серийное оформление брошюр было в большинстве случаев однообразным и неинтересным.

Довольно безликой была и школьная учебная литература, в оформлении которой трудно было найти что-либо интересное и оригинальное. Между тем задачи эстетического воспитания в школе 

обязывали художника искать в этой области оформления элементы настоящего большого искусства. Постановление ЦК партии от 12 февраля 1933 г. в частности обращало внимание и на необхо­димость лучше оформлять учебники. К слову сказать, эта очевид­ная истина и по сей день почему-то не понята Учпедгизом, кото­рый во многом еще остался на старых позициях.

Значительно более трудно, чем в политической, научной, тех­нической и учебной книге, протекал процесс борьбы за социали­стический реализм в области оформления художественной литературы. Потребность в ней была громадной и росла с каждым годом. Занимая второе место по тиражности (после социально-политической и экономической), художественная литература в 1937 г. достигла тиража 118 мл"Н. экз., что в 7,4 раза превосходило количество книг художественной литературы, выпущенных в 1913 г.

Естественно, что этот рост требовал от художника книги углубленного внимания к идейной и художественной стороне твор­чества, к поискам ясного и красивого образного языка, понятного каждому трудящемуся. Это было достигнуто не сразу, и многим художникам пришлось серьезно работать над преодолением недо­статков.

Конец двадцатых и начало тридцатых годов было трудным временем для многих ныне известных художников, потому что они вели активные, но не всегда удачные поиски в самых разных на­правлениях. Вставшие во весь рост вопросы идейности неизбежно переплетались с проблемами формы, работа над стилем —с по­знанием пластических особенностей графики. Бурные дискуссии велись и в учебных заведениях, и в издательствах, и в мастерских художников. Рождение истины было часто мучительно трудным, связанным с ошибками и неудачами. Вряд ли могло быть иначе: для того, чтобы что-то утвердить, что-то отбросить, нужно было время, а также опыт, которого у молодого советского искусства было еще слишком мало. Только сейчас, через двадцать пять — тридцать лет видно, что в ту пору часто сравнительно малозначи­тельные проблемы искусства поднимались как главные, тогда как из поля зрения выпадали основные; многое решалось схоласти­чески, без учета требований жизни.

Однако было бы глубоко неправильно огульно зачеркивать все, что было сделано и найдено в то время, так же как и давать абсолютно положительную оценку этому периоду в оформлении книги. Он требует большой дифференциации.

Два крупнейших центра страны, Москва и Ленинград, были ведущими в это время в области графики. В Москве работали В. Фаворский, А. Кравченко, И. Нивинский, П. Павлинов, Н. Ку­приянов, П. Митурич, А. Дейнека, А. Гончаров, Г. Ечеистов, С. Ге­расимов, М. Родионов; в Ленинграде — Е.   Лансере,   В.  Лебедев,

Н. Тырса, В. Конашевич, В. Курдов, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Н. Бриммер, С. Мочалов, С. Юдовин, К. Рудаков и другие.

Художники с ярко выраженной индивидуальностью, они стра­стно и много работали над решением самых различных проблем, многие из которых имели чисто формальный интерес, потому что

брались обособленно ■ " от конкретных идейно-тематических условий.  Это приводило к тому,  что в своих работах  художники нередко за­бывали о необходимом единстве содержания и формы, то есть о един­стве идейного и пласти­ческого в произведении. В результате появля­лись книги, в которых вместо законченного и всестороннего осмыс­ленного произведения был сырой эксперимент, схематическая услов­ность образов подменя­ла живость непосред­ственных впечатлений. Такие книги естествен­но не могли встретить большого сочувствия со стороны читателей, осо­бенно юных, что неод­нократно отмечалось в партийных документах и прессе.

     Абстрактное экспериментаторство, трюка­чество    и    формализм

принесли несомненно большой вред советскому искусству. Однако эти явления нельзя

<< Назад Добавить новый комментарий
Stitnems
30.03.2020 11:13:14
how to buy generic viagra
cheap cialis http://kaletra24.com - buy kaletra viagra cheap overnight
Jeremyfooms
30.03.2020 10:10:16
canadian pharmacy buy cialis professional
buy cheap viagra uk http://kaletra24.com - Lopinavir buy brand levitra online
п»їbuy viagra london http://alexa24ph.com - buy viagra buy soft viagra
buy viagra online europe http://zithazi.com - zithromax buy viagra goa
agladFeari
30.03.2020 09:48:41
Рамки для фотографий
Фотоальбомы — это традиция для многих семей, ведь просматривая их впоследствии через много лет, можно вспоминать приятные моменты и сохранять близость. Хороший, стильный и толстый альбом Вы можете купить на сайте https://vkadre.su/ Там же Вас ждут оригинальные рамки для фотографий, которыми можно украсить стену, мультирамки, в которые помещаются несколько фотографий, а также ежедневники. Кроме того, специалисты магазина готовы взяться за рамки для картин, как известно, которые отличаются от фоторамок. Вы получите изделие любого нужного размера в понравившемся дизайнерском исполнении.
inoldsal
30.03.2020 08:17:45
viagra sale bristol
buy viagra oral jelly http://hydroxychloroquine24.com - buy plaquenil buy cialis levitra viagra
GeorgeJah
30.03.2020 07:37:20
cheap cialis online canada
buying levitra online http://tadal24ph.com - cialis generic cuanto sale el viagra en farmacias
phophynum
30.03.2020 07:17:10
cialis cheap india
buy viagra for cheap http://tadal24ph.com - cialis coupon buy generic cialis in usa
cheap levitra on-line http://kaletra24.com - kaletra viagra sale online uk
cheapest price for cialis http://alexa24ph.com - viagra online cuanto sale el viagra en la argentina
WalterMub
30.03.2020 07:02:09
can order levitra online
price of cialis http://tadal24ph.com - tadalafil generic viagra
is cialis generic http://hydroxychloroquine24.com - plaquenil online cialis usa buy
how buy viagra online http://alexa24ph.com - viagra without doctor prescription cialis professional sale
7 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU
Реставрация редких книг и бумаг.|Галерея.Реставрация редких книг и бумаг.|Галерея. Переплёт. Футляры.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.