OSNOVA RB
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается?ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ.кратко

Перова Е.Г.
Главные опасности сохранности коллекций

Главными  источниками опасности для сохранности коллекций являются:

·        Технико-технологические свойства и особенности самого объекта.

·        Условия и режим хранения.

·        Обращение и использование.

·        Стихийные бедствия и аварии.



Причины старения и разрушения объектов:

Физические:

·        Механическое  воздействие

·        Изменение физических размеров под воздействием колебаний климата

Химические:

·        Изменение состава и структуры материала под воздействием химических реагентов воздуха и  воды

Биологические:

·        Плесень

·        Насекомые

·        Животные

Социальные:

·        Неумелая реставрация

·        Вандализм

·        Неосторожное обращение

Виды повреждений и разрушений

·        Повреждения механического характера – поверхностные загрязнения, деформация, заломы, трещины, разрывы, утраты, срывы и сколы и т.п. 

·        Повреждения химического характера – пятна и затеки различного происхождения, изменения состава и структуры красок, клеев, связующих и лаков.

·        Повреждения биологического характера – пятна и изменение структуры основы и красочного слоя, вызванные плесенью; утраты основы от воздействия насекомых и грызунов.

·        Повреждения социального происхождения – наклейки, доставки, записи; введение новых клеев, связующих, красок и лаков результате неумелой реставрации. Механические и химические повреждения в результате вандализма и неосторожного обращения.

Музейный микроклимат включает в себя следующие составляющие:

·        Температура и влажность воздуха

·        Состав воздуха

·        Световой режим

·        Защита от биоповреждений

Температурно-влажностный режим (ТВР): допустимые и оптимальные параметры

Оптимальные  параметры музейного микроклимата, при котором органические материалы сохраняются длительное время без ущерба и повреждений,  следующие:

·        Температура (tо):     +17-19о С

·        относительная влажность (ОВ):   45-55%

Несколько шире границы допустимых параметров, в этом диапазоне не происходит необратимых изменений материалов:

·        tо:     +15-24о С

·        ОВ:    40-65%

Влияние нарушений ТВР на органические  материалы

 

Вид материала

 

 

ОВ выше 60%

 

ОВ ниже 40%

Ткани, живопись на холсте

Тление, разрушение волокон ткани.

Провисание холста.

Образование  плесени.

Пересыхание волокон.

Уменьшение  механической прочности.

Дерево

Набухание, гниение.

Пересыхание, деформация.

Кожа, пергамент

Поглощает большое количество воды, изменяется структура волокон, увеличивается площадь и объем. Появление плесени.

Усыхание, деформация, образование складок и трещин. Необратимое усыхание до 3/4 своего объема.

Кость

Плесень, обесцвечивание, разложение.

Потеря пластичности, трещины, сокращение в размерах.

Бумага

До определенного предела изменения носят обратимый характер и при последующем хранении в нормальных условиях прочность восстанавливается. Деформация исправима.

При длительном переувлажнении происходит изменение молекулы целлюлозы.

Опасность биозаражения.

Хрупкость, ломкость. При воздействии очень высоких температур обугливание.

Красочный слой, грунт, клей –

на любой основе

Набухает связующее.

Водорастворимое  связующее активизируется, красочный слой «уходит» вглубь основы или отпечатывается при контакте.

Опасность  биозаражения.

Ломкость, хрупкость, потеря связи с грунтом и основой, трещины, кракелюры, порошение и отслоение.

 

режим хранения

В хранении низкие температуры предпочтительнее более высоких.  Но при перенесении произведений из хранилища с низкой температурой в экспозиционный зал с более высокой температурой необходима акклиматизация объектов.

Стабильность музейного климата – это главное, ибо резкие изменения температурно-влажностного режима вредят больше, чем незначительное постоянное отступление от нормы. Но подобное отступление от оптимального режима не должно выходить за рамки допустимых параметров, так как это может привести к необратимым изменениям в объектах, особенно из органических материалов.

Колебания климата в хранении и на экспозиции в течение суток не должны выходить за рамки следующих: tо 3о;  ОВ – 2 % .

состав воздуха

·        Газообразные примеси: продукты сгорания топлива (двуокись серы, сероводород, двуокись азота),  озон, газообразные выделения из химически нестойких материалов (пленки, строительные краски, огнезащитные вещества и т.п.).

·        Другие примеси: частицы сажи, грязи и пыли; кристаллические соли (хлористый натрий, двуокись кремния); биочастицы (споры).

Необходимо также учитывать скорость воздушных потоков, которая не должна превышать 0,1-0,2 м в секунду, причем  воздухообмен должен идти постепенно, без резких скачков, необходимо также избегать прямого попадания  воздушного потока на экспонаты.

световой режим

Естественный и искусственный свет состоит из видимого света, а также из УФ и ИК составляющих. Видимый свет и ИК – источники тепла, УФ – обладает разрушающим действием.

Защищая музейные предметы, мы должны стремиться устранить  самое разрушающее УФ излучение, свести к минимуму тепловое ИК и ограничить видимое.

Решающее значение приобретает проблема освещенности для объектов, выполненных из органических материалов, особенно для произведений графики, которые относятся к группе музейных предметов, наиболее чувствительных к воздействию света. Повреждения, вызванные светом – выцветание бумаги и красок – практически необратимы.

Следует учитывать, что одна и та же степень повреждения  объекта может быть результатом как кратковременного сильного облучения, так слабого, но длительного:

·        100 лк х 5 часов = 500 лк/ч

·        50 лк х 10 часов = 500 лк/ч

 

Виды предметов и произведений

Группа светостойкости

Рекомендуемая освещенность

Акварель, пастель, миниатюры на кости, цветная и черно-белая графика, иконопись, книги, рукописи, газеты, фотографии, одежда, ткани, гобелены

III

30-50 лк

Живопись, предметы из кости, деревянная мебель и утварь,

II

75-150 лк

Драгоценности, монеты, медали, ордена, значки, оружие, фарфор, керамика, стекло, эмаль; скульптура мраморная, гипсовая, чугунная, бронзовая.

I

200-300 лк

 

защита от биоповреждений:

·        Главное – поддержание стабильного микроклимата и хорошего воздухообмена

·        Установка защитных приспособлений (сетки на окнах и т.п.)

·        Регулярная проверка на наличие биоповреждений

·        Изоляция и дезинфекция поврежденных предметов

Экспонирование

Особое внимание должно быть уделено организации экспонирования, которое представляет собой хранение в экстремальных условиях. При планировании и оформлении любой выставки следует исходить не из желаний экспозиционеров или прихотей художника-оформителя, а из принципа сохранности музейных предметов. Этому принципу должен соответствовать выбор витрин, декоративного материала, организация освещенности.

На экспозиции следует исключить воздействие естественного освещения, т.к.  именно оно – даже при отсутствии ярких солнечных лучей содержит самую высокую долю УФ излучения и является самым разрушающим по своему воздействию.

Осветительные приборы:

·        Лампы накаливания -  меньше всего УФ-лучей по сравнению с другими источниками искусственного освещения, но является высокая доля ИК лучей, дающих тепло, поэтому лампы подобного типа должны быть расположены не ближе 1 метра  к экспонату и вне витрины.

·        Лампы дневного света – люминисцентные   – экономичны, дают мало тепла,  но процент УФ очень высок.

·        Галогенные лампы долговечные, но с очень высоким содержанием УФ.

·        Самыми лучшими являются волоконные осветители, дающие холодный свет без УФ-составляющей.

В любом случае предпочтительней рассеянный свет, не дающий бликов и точечной концентрации лучей. Для защиты экспонируемых объектов необходимо применять специальные пленки-фильтры, защищающие от УФ и ИК излучений, наклеивая их на окна, на стекла витрин и окантовок.

Обстановка экспозиционной выразительности часто входит в противоречие с требованием максимальной световой безопасности для экспонатов. Для того чтобы обеспечить сохранность объектов, освещение при экспонировании должно быть самым слабым  – насколько позволяют условия комфорта, – и продолжаться как можно короче. Для достижения компромисса между сохранностью и выразительностью в современных музеях применяют различные технические приспособления. Например, посетитель, подходя к витрине, сам включает свет, который затем автоматически отключается.

Понятно, что экспозиция любого музея должна быть построена на подлинных предметах, но если состояние  оригинала не позволяет его экспонировать, приходиться либо отказываться от данного объекта, либо заменять его факсимильной копией, голограммой и т.п.

Большое  значение имеют методы монтажа. Предпочтительнее экспонировать все музейные предметы в закрытых витринах. При монтаже необходимо пользоваться х/б перчатками.

Материалы, применяемые при хранении и экспонировании

Основные правила хранения  и экспонирования требуют,  чтобы использовались материалы, которые не вредят экспонатам.

Запрещается использовать при монтаже любые виды канцелярских клеев, клеящие карандаши, ПВА, силикатный или казеиновый клей, клеящую ленту (скотч), леску.

Картон или бумага, применяемые для хранения или экспонирования музейных предметов должны быть  бескислотными и выдержанными, то есть хорошо просушенными и ровными, иначе при высыхании они будут коробиться и деформировать экспонат. Необходимо, чтобы это были материалы так называемого архивного качества, обладающие набором свойств, позволяющих уменьшить вредное воздействие  неблагоприятных условий внешней среды или неправильного обращения.

Материал для витрин, шкафов и стеллажей должен соответствовать тем же требованиям (например, дерево – дуб, береза, бук – выделяют кислоты, вредные для графических материалов).

 

Условия экспонирования отдельных видов музейных предметов

Вид предмета

 

Положение  и крепление экспоната

 

 

Сроки экспонирования

Ткани и костюмы

Костюмы и платья – на манекенах, образцы тканей, вышивки – на вертикальных подлжках;  предметы с тяжелым декором – горизонтально.

Не допускать контакта сукном, с деревом, поврежденным насекомыми.

3 месяца

Иконы

На специальных повесочных скобах, обтянутых холстом, с прокладками.

Не вытирать влажной тканью, не ставить около отопительных приборов.

1 год

Живопись

Вертикально. Крепежные приспособления для повески  - только за раму. Конвертация оборотной стороны.

Не крепить повесочные приспособления к подрамнику.

2 года

Мебель

Экспонировать на подиумах.Не вытирать влажной тканью, не двигать по полу – только переносить, не ставить на поверхность никаких предметов.

2 года

Керамика, стекло

Не пользоваться при монтаже металлической проволокой.

2 года

Металл

Размещать в витринах металлы одного состава, чтобы не вызвать коррозии: железо - железо; медь – медь.

Нельзя применять при монтаже изделий из серебра синтетические бархат и замшу, для изделий из свинца – витрины из дуба и хвойных пород.

2 года

Книги

В витринах подложки из льна или хлопка. Книги – на специальных подставках под углом 20о к горизонтальной поверхности, блок раскрывается не более чем на 120о, опора под крышки и корешок.

3 месяца

Графика, листовые документы

В окантовках под стеклом. Крепление к подложкам, не повреждающее оригинал. Акварели, пастели и гуаши – в глубоких паспарту.

3 месяца

 

 

Особенности хранения фотоматериалов

Фотографии – чрезвычайно хрупкий и непрочный материал, поэтому требует особого обращения.

Структура фотографий:

·        основа – стекло, пластиковая пленка, бумага.

·        связующий слой – эмульсия (желатин, альбумин или коллодий).

·        материал для получения изображения – галогениды серебра, пигменты и красители.

Правила хранения и обращения:

·        Черно-белые фотографии и негативы:

o       tо:     ниже 18 о С;   

o       ОВ:    30-40%

·        Цветные фотоизображения:

o       tо:     ниже 2 о С;   

o       ОВ:    30-40%

·        Не допускать колебаний ТВР.

·        Хранить в отдельной упаковке каждую фотографию (конверт, контейнер).

·        Работать только в х/б перчатках.

 

<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается?|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.