РЕСТАВРАЦИЯ .
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
Производство книги в средние века.

Экскурс в историю. Писали на: камне, глиняных табличках, металле, табличках покрытых воском, коже, папирусе, пергаменте, бумаге.

.

 

Папирус.

Писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах. Для изготовления папируса использовалось одноименное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее к семейству осоковых. В древности дикорастущий папирус был распространён в дельте Нила, ныне же он почти вывелся.

Изготовление: При изготовлении писчего материала стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один ряд полосок и помещали под пресс. После сушки лист папируса отбивали молотком. Затем получившиеся листы папируса склеивались в свитки (а в более позднее время — соединялись в книги (лат. codex). Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой (лат. recto). Когда основной текст становился ненужен, обратная сторона могла быть, например, использована для записи литературных произведений, но лишь в тех случаях, когда краска не протекала насквозь. Писали в основном темперой и специальными металлическими или костяными палочками – стилами или тростниковыми палочками – каламами.

В древнем Египте папирусы появились ещё в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. На папирусах писали скорописью, сначала иератическим письмом, а в I тыс. до н. э. — демотическим. Для записи сакральных текстов использовались курсивные египетские иероглифы. Кроме того на папирусы могли наноситься изображения (известные примеры: виньетки Книги мёртвых).

История использования: Папирус эпохи Среднего царства из эль-Лахуна (содержит хозяйственные записи) В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире, но сохранились папирусы только в Египте благодаря уникальному климату. Находки греческих папирусов в Египте (особенно в Оксиринхе) внесли неоценимый вклад в классическую филологию (их изучением занимается специальная дисциплина — папирология).

Так, например, один папирус сохранил для нас «Афинскую политию» Аристотеля, от которой в противном случае было бы известно только название. На папирусах до нас дошли произведения Менандра, Филодема Гадарского, латинская поэма «Алкестида Барселонская».

Своё положение основного писчего материала в Европе и на Ближнем Востоке папирус стал утрачивать в VIII веке, когда его начала вытеснять завезённая из Китая бумага.

 

Далее, речь шла о т.н. Свитках Мёртвого моря, известных так же, как Кумранские рукописи — манускрипты, обнаруженные, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Массаде.

Они представляют из себя свитки из папируса, помещённые в глиняные сосуды:


(Инна Павловна показывала сувенир, привезённый из Израиля, точно такой, как на фотке, только там ещё крышечка должна быть ;))

Книги и свитки часто закапывали в песок, поэтому, благодаря низкой влажности многие из них хорошо сохранились.

 

 

Пергамент

В разные временные периоды и разных регионах пергамент сильно различался по качеству. Византийский – гладкий с обоих сторон, с волосяной стороны желтоватый (от жира), другая сторона белая. Пергамент в книге располагался поочерёдно: жёлтая сторона соприкасалась с жёлтой, белая с белой. Итальянский – тоже гладкий, мягкой фактурой похож на русский. Большое значение играло сырьё. В основном, делали пергамент из телят, но иногда и из овец (он более жёлтый, так как овцы более жирные).

Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. В речи историков иногда употребляется написание «пергамен», от лат. Pergamen.

 

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамен втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамен более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамен поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради.

В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергамене, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый пергамен, на котором писали серебром и золотом. Таков, например, Codex argenteus — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергамене серебром и хранится в Швеции, в Упсале. Также в Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому пергамену — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры. Реже употреблялся жёлтый пергамен (codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.
            

Изготовление пергамента, Германия, 1568г. В руке у монаха специальный «луновидный» нож, позволяющий сделать пергамент более тонким не порвав капризный материал острыми углами (завершающая стадия), ещё использовали длинный нож с двумя ручками по обоим концам лезвия.

 

 

 

 

Бумага

Ну, про бумагу, думаю ты и так всё знаешь -) И.П. рассказывала о её производстве – тряпичная и из древесного волокна. Об истории: первая в Китае в 105 году н.э., в Европе впервые появилась в Италии в XI – XII веках, в XVI – XVII – первая бумажная мельница на Руси.

«Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н.э. Цай Лунем (подробнее см. четыре великих изобретения). Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шэньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

 

В VI—VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.

 

Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С.Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

 

Хронология

105 — изобретение бумаги из хлопка Цай Лунем в Китае.

600 — проникновение бумаги в Корею.

625 — проникновение бумаги в Японию.

751 — Таласская битва — проникновение бумаги на Запад.

1238 — бумажная мельница в Испании.

1770 (около) — английский бумажный фабрикант Дж. Ватман-старший ввёл новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

1799 — патент на изобретение бумагоделательной машины (Луи-Николя Робер).

1803 — установка бумагоделательной машины в Великобритании (Брайен Донкин).

1806 — патент на изобретение копировальной бумаги.

1816 — первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика)

1827 — бумагоделательные машины в США.

1856 — изобретение гофрированного картона.

1857 — технология получения бумаги из древесины.

 

Технология производства

Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т. н. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:

 

древесная масса или целлюлоза

целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, конопли, риса и других)

полуцеллюлоза

макулатура

тряпичная полумасса

для специальных видов бумаги: асбест, шерсть и другие волокна

Производство бумаги складывается из следующих процессов:

 

приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы)

выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка)

окончательная отделка (каландирование, резка)

сортировка и упаковка.

При размоле волокнам придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится в аппаратах периодического и непрерывного действия (роллах, конических и дисковых мельницах, рафинерах и других). Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать ей гидрофобные свойства, в бумажную массу вводят канифольный клей, парафиновую эмульсию, глинозем и другие способствующие слипанию вещества (так называемая проклейка); для повышения связи между волокнами и увеличения механической прочности и жёсткости добавляют крахмал, животный клей; для увеличения прочности бумаги во влажном состоянии — мочевино- и меламино-формальдегидные смолы. Для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности, а также улучшения печатных свойств бумаги вводят минеральные наполнители (каолин, мел, тальк); для придания цвета и повышения белизны —анилиновые (реже минеральные) красители. Некоторые виды бумаги, например, впитывающие и электроизоляционные, вырабатываются без проклейки и наполнения. Бумага из конопляной массы и рисовая бумага белее бумаги из древесной целлюлозы, поэтому зачастую не требует дополнительного химического отбеливания волокон.

 

Готовая бумажная масса концентрацией 2,5 — 3,5 % с помощью насоса подаётся из подготовительного отдела в мешальный бассейн, откуда поступает на бумагоделательную машину. Предварительно масса разбавляется оборотной водой (до концентрации 0,1 — 0,7 %) и пропускается через очистную аппаратуру (песочницы, вихревые и центробежные очистители и узлоловители).

Наиболее распространена так называемая столовая (с плоской сеткой) бумагоделательная машина. Она состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра и наката. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Дальнейшее обезвоживание и уплотнение полотна производится в прессовой части, образуемой несколькими вальцовыми прессами, между валами которых бумажное полотно транспортируется цельным в течение всего процесса шерстяным сукном, служащим эластичной прокладкой. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части, где полотно бумаги попеременно соприкасается своими поверхностями с обогреваемыми изнутри паром чугунными шлифовальными цилиндрами, расположенными в шахматном порядке в двух ярусах. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря тому, что она прижимается к цилиндрам верхними и нижними сукнами. Затем бумажное полотно отделывается в каландре, представляющем собой вертикальную батарею из 5-8 металлических валов. При движении между валами сверху вниз полотно становится более гладким, уплотняется и выравнивается по толщине. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны на накате, представляющем собой принудительно вращаемый цилиндр, к которому прижимается валик с наматываемой на него бумагой.»

 

Ещё И.П. показывала переплётную машинку на которой собирают тетради и схему тетради из четырёх листов.

 

 

 

Переплёт

До начала книгопечатания письменная информация в виде рукописей и свитков хранилась в специальных кожаных или деревянных футлярах. Позже рукописи, сшитые в рукописные книги без перелета, помещали в складные футляры, диптихи. Прообраз книжного переплета – диптих состоял из двух раскладывающихся деревянных крышек и был похож на переплет книги. Диптих богато украшались резьбой, слоновой костью, драгоценными камнями, металлами, укреплялись металлическими уголками и снабжались застежками. По мере развития книгопечатания и увеличения тиражей появились кожаные и картонные переплеты книг, украшенные позолотой и тиснением. Вплоть до середины XIX века переплеты книг делались вручную с использованием несложных приспособлений: прессов, штампов и штемпелей. В настоящее время все операции при переплетных работах выполняются с использованием специальных станков: фальцующих, обрезающих, сшивающих…

Французский переплет книг – наиболее долговечный и технологичный из переплетов книг. Со времени своего становления на рубеже XV – XVI веков французская технология переплета книг почти не изменилась, она основана на ручной работе мастера-переплетчика. Однако сложность и трудоемкость французского переплета полностью окупается безукоризненным внешним видом книги, ее долговечность и эксклюзивностью. Традиции французского перелета делают книгу надежной и продлевают ее жизнь на сотни лет. Технология французского переплета книг известна уже несколько столетий. Впервые ее использовали в XV – XVI веках. На рубеже XVII – XVIII веков технология французского переплета книг была усовершенствована. С тех пор технология французского перелета книг практически не изменилась и заслуженно считается своего рода эталоном перелетного мастерства. Можно утверждать, что за прошедшие годы ничего лучше и технологичней французского перелета книги придумано не было.

 

Технология французского переплета

Чаще всего книги рвутся в корешке, при этом листы или целые тетради выпадают из книги. Поэтому шитье блоков является важнейшей технологической операцией при переплетных работах. Отличие французского переплета заключается в том, что в нем используется только ручное сшивание блока шнурами. Процесс трудоемкий и длительный, но он позволяет получить долговечную и красивую книгу. Ни один из существующих ныне ручных и машинных способов скрепления листов в книге не может сравниться с французским переплетом по надежности. Другая особенность французского переплета – обработка блоков книги. Книжному блоку придается правильная форма, корешок книги укрепляется и выравнивается. Для этого при французском переплете книги:

1) Уменьшается толщина блока в корешке,

2) корешок проклеивается и скругляется,

3) края корешка отгибаются и

4) корешок оклеивается.

В результате этих операций получается ровный и симметричный по отношению к средней линии корешок. На корешке образуются плечики, и корешок приобретает грибовидную

форму. Переплетенная книга получается красивой и долговечной.

 

При французском переплете книга обтягивается кожей. Кожа дорогой, но красивый и прочный материал. Поэтому особо ценные книги переплетают кожей. Большое значение при использовании французского переплета книги имеет качество кожи, поэтому кожа для переплета книги тщательно отбирается. При французском перелете используется цельная и полукожанная технологии обтяжки книги. При полукожанной технологии переплета книги оклеиваются корешок и углы, или только корешок книги. При цельной технологии переплета книга обтягивается кожей полностью. Обтяжку переплета кожей по технологии французского переплета начинают с приклейки кожи к корешку блока, затем кожу обрезают и подгибают на уголках. В результате переплета книги по французской технологии перелета получаются действительно эксклюзивные книги.


 


 

<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.