РЕСТАВРАЦИЯ . +7(925)318-01-18.
Реставрация книг , бумаг, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Реставрация редких книг и бумаг.Галерея.Реставрация редких книг и бумаг.Галерея. Переплёт. Футляры.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
Производство книги в средние века.

Экскурс в историю. Писали на: камне, глиняных табличках, металле, табличках покрытых воском, коже, папирусе, пергаменте, бумаге.

.

 

Папирус.

Писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах. Для изготовления папируса использовалось одноименное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее к семейству осоковых. В древности дикорастущий папирус был распространён в дельте Нила, ныне же он почти вывелся.

Изготовление: При изготовлении писчего материала стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один ряд полосок и помещали под пресс. После сушки лист папируса отбивали молотком. Затем получившиеся листы папируса склеивались в свитки (а в более позднее время — соединялись в книги (лат. codex). Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой (лат. recto). Когда основной текст становился ненужен, обратная сторона могла быть, например, использована для записи литературных произведений, но лишь в тех случаях, когда краска не протекала насквозь. Писали в основном темперой и специальными металлическими или костяными палочками – стилами или тростниковыми палочками – каламами.

В древнем Египте папирусы появились ещё в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. На папирусах писали скорописью, сначала иератическим письмом, а в I тыс. до н. э. — демотическим. Для записи сакральных текстов использовались курсивные египетские иероглифы. Кроме того на папирусы могли наноситься изображения (известные примеры: виньетки Книги мёртвых).

История использования: Папирус эпохи Среднего царства из эль-Лахуна (содержит хозяйственные записи) В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире, но сохранились папирусы только в Египте благодаря уникальному климату. Находки греческих папирусов в Египте (особенно в Оксиринхе) внесли неоценимый вклад в классическую филологию (их изучением занимается специальная дисциплина — папирология).

Так, например, один папирус сохранил для нас «Афинскую политию» Аристотеля, от которой в противном случае было бы известно только название. На папирусах до нас дошли произведения Менандра, Филодема Гадарского, латинская поэма «Алкестида Барселонская».

Своё положение основного писчего материала в Европе и на Ближнем Востоке папирус стал утрачивать в VIII веке, когда его начала вытеснять завезённая из Китая бумага.

 

Далее, речь шла о т.н. Свитках Мёртвого моря, известных так же, как Кумранские рукописи — манускрипты, обнаруженные, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Массаде.

Они представляют из себя свитки из папируса, помещённые в глиняные сосуды:


(Инна Павловна показывала сувенир, привезённый из Израиля, точно такой, как на фотке, только там ещё крышечка должна быть ;))

Книги и свитки часто закапывали в песок, поэтому, благодаря низкой влажности многие из них хорошо сохранились.

 

 

Пергамент

В разные временные периоды и разных регионах пергамент сильно различался по качеству. Византийский – гладкий с обоих сторон, с волосяной стороны желтоватый (от жира), другая сторона белая. Пергамент в книге располагался поочерёдно: жёлтая сторона соприкасалась с жёлтой, белая с белой. Итальянский – тоже гладкий, мягкой фактурой похож на русский. Большое значение играло сырьё. В основном, делали пергамент из телят, но иногда и из овец (он более жёлтый, так как овцы более жирные).

Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. В речи историков иногда употребляется написание «пергамен», от лат. Pergamen.

 

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамен втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамен более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамен поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради.

В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергамене, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый пергамен, на котором писали серебром и золотом. Таков, например, Codex argenteus — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергамене серебром и хранится в Швеции, в Упсале. Также в Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому пергамену — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры. Реже употреблялся жёлтый пергамен (codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.
            

Изготовление пергамента, Германия, 1568г. В руке у монаха специальный «луновидный» нож, позволяющий сделать пергамент более тонким не порвав капризный материал острыми углами (завершающая стадия), ещё использовали длинный нож с двумя ручками по обоим концам лезвия.

 

 

 

 

Бумага

Ну, про бумагу, думаю ты и так всё знаешь -) И.П. рассказывала о её производстве – тряпичная и из древесного волокна. Об истории: первая в Китае в 105 году н.э., в Европе впервые появилась в Италии в XI – XII веках, в XVI – XVII – первая бумажная мельница на Руси.

«Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н.э. Цай Лунем (подробнее см. четыре великих изобретения). Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шэньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

 

В VI—VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.

 

Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С.Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

 

Хронология

105 — изобретение бумаги из хлопка Цай Лунем в Китае.

600 — проникновение бумаги в Корею.

625 — проникновение бумаги в Японию.

751 — Таласская битва — проникновение бумаги на Запад.

1238 — бумажная мельница в Испании.

1770 (около) — английский бумажный фабрикант Дж. Ватман-старший ввёл новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

1799 — патент на изобретение бумагоделательной машины (Луи-Николя Робер).

1803 — установка бумагоделательной машины в Великобритании (Брайен Донкин).

1806 — патент на изобретение копировальной бумаги.

1816 — первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика)

1827 — бумагоделательные машины в США.

1856 — изобретение гофрированного картона.

1857 — технология получения бумаги из древесины.

 

Технология производства

Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т. н. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:

 

древесная масса или целлюлоза

целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, конопли, риса и других)

полуцеллюлоза

макулатура

тряпичная полумасса

для специальных видов бумаги: асбест, шерсть и другие волокна

Производство бумаги складывается из следующих процессов:

 

приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы)

выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка)

окончательная отделка (каландирование, резка)

сортировка и упаковка.

При размоле волокнам придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится в аппаратах периодического и непрерывного действия (роллах, конических и дисковых мельницах, рафинерах и других). Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать ей гидрофобные свойства, в бумажную массу вводят канифольный клей, парафиновую эмульсию, глинозем и другие способствующие слипанию вещества (так называемая проклейка); для повышения связи между волокнами и увеличения механической прочности и жёсткости добавляют крахмал, животный клей; для увеличения прочности бумаги во влажном состоянии — мочевино- и меламино-формальдегидные смолы. Для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности, а также улучшения печатных свойств бумаги вводят минеральные наполнители (каолин, мел, тальк); для придания цвета и повышения белизны —анилиновые (реже минеральные) красители. Некоторые виды бумаги, например, впитывающие и электроизоляционные, вырабатываются без проклейки и наполнения. Бумага из конопляной массы и рисовая бумага белее бумаги из древесной целлюлозы, поэтому зачастую не требует дополнительного химического отбеливания волокон.

 

Готовая бумажная масса концентрацией 2,5 — 3,5 % с помощью насоса подаётся из подготовительного отдела в мешальный бассейн, откуда поступает на бумагоделательную машину. Предварительно масса разбавляется оборотной водой (до концентрации 0,1 — 0,7 %) и пропускается через очистную аппаратуру (песочницы, вихревые и центробежные очистители и узлоловители).

Наиболее распространена так называемая столовая (с плоской сеткой) бумагоделательная машина. Она состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра и наката. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Дальнейшее обезвоживание и уплотнение полотна производится в прессовой части, образуемой несколькими вальцовыми прессами, между валами которых бумажное полотно транспортируется цельным в течение всего процесса шерстяным сукном, служащим эластичной прокладкой. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части, где полотно бумаги попеременно соприкасается своими поверхностями с обогреваемыми изнутри паром чугунными шлифовальными цилиндрами, расположенными в шахматном порядке в двух ярусах. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря тому, что она прижимается к цилиндрам верхними и нижними сукнами. Затем бумажное полотно отделывается в каландре, представляющем собой вертикальную батарею из 5-8 металлических валов. При движении между валами сверху вниз полотно становится более гладким, уплотняется и выравнивается по толщине. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны на накате, представляющем собой принудительно вращаемый цилиндр, к которому прижимается валик с наматываемой на него бумагой.»

 

Ещё И.П. показывала переплётную машинку на которой собирают тетради и схему тетради из четырёх листов.

 

 

 

Переплёт

До начала книгопечатания письменная информация в виде рукописей и свитков хранилась в специальных кожаных или деревянных футлярах. Позже рукописи, сшитые в рукописные книги без перелета, помещали в складные футляры, диптихи. Прообраз книжного переплета – диптих состоял из двух раскладывающихся деревянных крышек и был похож на переплет книги. Диптих богато украшались резьбой, слоновой костью, драгоценными камнями, металлами, укреплялись металлическими уголками и снабжались застежками. По мере развития книгопечатания и увеличения тиражей появились кожаные и картонные переплеты книг, украшенные позолотой и тиснением. Вплоть до середины XIX века переплеты книг делались вручную с использованием несложных приспособлений: прессов, штампов и штемпелей. В настоящее время все операции при переплетных работах выполняются с использованием специальных станков: фальцующих, обрезающих, сшивающих…

Французский переплет книг – наиболее долговечный и технологичный из переплетов книг. Со времени своего становления на рубеже XV – XVI веков французская технология переплета книг почти не изменилась, она основана на ручной работе мастера-переплетчика. Однако сложность и трудоемкость французского переплета полностью окупается безукоризненным внешним видом книги, ее долговечность и эксклюзивностью. Традиции французского перелета делают книгу надежной и продлевают ее жизнь на сотни лет. Технология французского переплета книг известна уже несколько столетий. Впервые ее использовали в XV – XVI веках. На рубеже XVII – XVIII веков технология французского переплета книг была усовершенствована. С тех пор технология французского перелета книг практически не изменилась и заслуженно считается своего рода эталоном перелетного мастерства. Можно утверждать, что за прошедшие годы ничего лучше и технологичней французского перелета книги придумано не было.

 

Технология французского переплета

Чаще всего книги рвутся в корешке, при этом листы или целые тетради выпадают из книги. Поэтому шитье блоков является важнейшей технологической операцией при переплетных работах. Отличие французского переплета заключается в том, что в нем используется только ручное сшивание блока шнурами. Процесс трудоемкий и длительный, но он позволяет получить долговечную и красивую книгу. Ни один из существующих ныне ручных и машинных способов скрепления листов в книге не может сравниться с французским переплетом по надежности. Другая особенность французского переплета – обработка блоков книги. Книжному блоку придается правильная форма, корешок книги укрепляется и выравнивается. Для этого при французском переплете книги:

1) Уменьшается толщина блока в корешке,

2) корешок проклеивается и скругляется,

3) края корешка отгибаются и

4) корешок оклеивается.

В результате этих операций получается ровный и симметричный по отношению к средней линии корешок. На корешке образуются плечики, и корешок приобретает грибовидную

форму. Переплетенная книга получается красивой и долговечной.

 

При французском переплете книга обтягивается кожей. Кожа дорогой, но красивый и прочный материал. Поэтому особо ценные книги переплетают кожей. Большое значение при использовании французского переплета книги имеет качество кожи, поэтому кожа для переплета книги тщательно отбирается. При французском перелете используется цельная и полукожанная технологии обтяжки книги. При полукожанной технологии переплета книги оклеиваются корешок и углы, или только корешок книги. При цельной технологии переплета книга обтягивается кожей полностью. Обтяжку переплета кожей по технологии французского переплета начинают с приклейки кожи к корешку блока, затем кожу обрезают и подгибают на уголках. В результате переплета книги по французской технологии перелета получаются действительно эксклюзивные книги.


 


 

<< Назад Добавить новый комментарий
Delicnot
07.12.2019 06:17:46
Ways to make money | ways to make money online | easy ways to make money | quick ways to make money | ways to make money fast
Tap &amp; Hold To ConfirmNow you can have greater control over your money by having to . Verify / check National ID Card ( Bangladesh) by u Indian visa online
<a href=http://makemoneyonlinemoney.info/how-to-practice-quick-ways-to-make-money-online-reiki-self-treatment-with-reiki>quick ways to make money online</a>
Bodimic
06.12.2019 17:56:32
Ledderhose disease | ledderhose disease treatment | ledderhose disease symptoms | ledderhose disease surgery | ledderhose disease causes
3 Aug 2007 Plantar fibroma is a common occurrence in the plantar aponeurosis that usually One may distinguish desmoid tumors from plantar fibromatosis by the different anatomical site, treatment . Sammarco GJ, Mangone PG.
<a href=http://ledderhosedisease.cf/can-i-grow-a-garden-ledderhose-disease-in-my-garage>ledderhose disease images</a>
GammaToNi
29.11.2019 04:07:21
Сериал "есть пробитие - есть попадание" | Моменты пробитие танков в world of tanks | Бабах #1
Простых способов обойти своих конкурентов! - <a href=https://www.youtube.com/watch?v=phaXc0aqS7Q&t>зоны пробития танков в world of tanks</a>
crowleyarms
27.11.2019 18:39:22
q2P3d5
<a href="http://www.yogadesfemmes.com/air-jordan-9-retro-hvit-svart-varsity-r%C3%B8d-for-salg-chaussuresg">air jordan 9 retro hvit svart varsity r酶d for salg</a> <a href="http://www.atuttogossip.com/nike-lebron-15-purple-germany-shoeso">nike lebron 15 purple germany</a> <a href="http://www.buranna.com/juventus-26-lichtsteiner-away-soccer-club-jersey-nfls">juventus 26 lichtsteiner away soccer club jersey</a> <a href="http://www.forautoquotes.com/oakland-raiders-retro-jersey-nflf">oakland raiders retro jersey</a> <a href="http://www.oceantent.com/yeezy-boost-350-black-and-gold-runningd">yeezy boost 350 black and gold</a> <a href="http://www.piezoinjector.com/fendi-bag-bugs-tote-fendir">fendi bag bugs tote</a>
[url=http://www.crowleyarms.com/]crowleyarms[/url]
RomondoGomo
26.11.2019 16:40:53
Itchy patches on skin | dry itchy patches on skin | red itchy patches on skin | dry patches on skin not itchy
26 Sep 2019 The possible causes of your itchy skin go way beyond dry skin. Chronic itchy skin on the upper middle section of the back (without a rash)
<a href=http://itchypatchesonskin.ml/backpacking-iran-ultimate-budget-small-dry-itchy-patches-on-skin-travel-guide>itchy patches on skin</a>
5 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU
Реставрация редких книг и бумаг.|Галерея.Реставрация редких книг и бумаг.|Галерея. Переплёт. Футляры.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.