OSNOVA RB
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается?ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
Свидетельства XIV-XV вв. о западноевропейском книжном переплете и Рекомендации по реставрации переплетов

Чтобы представить себе, как могла выглядеть рукописная книга не­посредственно после ее изготовления, нужно обратиться к свидетельствам современников, а именно к инвентарям и описям средневековых библио­тек, а также к иконографическому материалу - книжной миниатюре XIII-XV вв., полихромной скульптуре и, в частности, к живописи нидерланд­ских художников XV в.



Леопольд Делиль - известный хранитель парижской Национальной библиотеки и один из первых историков библиотеки французского короля Карла V, лежавшей в основании ее создания - опубликовал в своих иссле­дованиях не только инвентари книжного собрания самого Карла V (1338-1380), но и более ранние инвентари нескольких монастырских библиотек, а также описи книг, принадлежавших его братьям, знаменитым библиофи­лам Средневековья - герцогам Жану Беррийскому и Филиппу Бургундско­му. Не останавливаясь на подробной характеристике библиотеки Карла V, приведем лишь общие сведения о составе этого собрания, что даст возмож­ность выявить соотношение между содержанием книг и их внешним офор­млением, а именно видом переплетов (Delisle, 1907).

Большинство книг своей библиотеки Карл V заказывал непосредствен­но сам; лишь незначительная часть кодексов попала в королевское собра­ние в результате конфискаций, по наследству или в дар. В отличие от своего отца, короля Иоанна Доброго, и своих братьев Карл V придавал меньшее значение художественной стороне оформления книг. Основное место в биб­лиотеке Карла V, располагавшейся в одной из башен Лувра, занимали тео­логические сочинения, философские произведения, ученые трактаты по математике, астрономии и астрологии, медицине, бестиарии и лапидарии, энциклопедические и исторические сочинения, рыцарские романы и современные Карлу поэтические произведения, а также основательное число книг по хиромантии, что отражало особое пристрастие монарха к опреде­ленным областям познания. Кодексов литургического назначения (псалти­рей, часовников, бревиариев и др.) было значительно меньше. Всего в биб­лиотеке Карла V насчитывалось более 1000 книг. Некоторые произведения были представлены в нескольких списках - например, десять экземпляров "Книги о рыцарском искусстве" Вегеция, десять бестиариев, семь лапида-риев и т. д.Большинство книг своей библиотеки Карл V заказывал непосредствен­но сам; лишь незначительная часть кодексов попала в королевское собра­ние в результате конфискаций, по наследству или в дар. В отличие от своего отца, короля Иоанна Доброго, и своих братьев Карл V придавал меньшее значение художественной стороне оформления книг. Основное место в биб­лиотеке Карла V, располагавшейся в одной из башен Лувра, занимали тео­логические сочинения, философские произведения, ученые трактаты по математике, астрономии и астрологии, медицине, бестиарии и лапидарии, энциклопедические и исторические сочинения, рыцарские романы и современные Карлу поэтические произведения, а также основательное число книг по хиромантии, что отражало особое пристрастие монарха к опреде­ленным областям познания. Кодексов литургического назначения (псалти­рей, часовников, бревиариев и др.) было значительно меньше. Всего в биб­лиотеке Карла V насчитывалось более 1000 книг. Некоторые произведения были представлены в нескольких списках - например, десять экземпляров "Книги о рыцарском искусстве" Вегеция, десять бестиариев, семь лапида-риев и т. д.

Исторические документы сообщают некоторые любопытные сведе­ния о пользовании библиотекой самим Карлом V и его наследниками: ка­кие-то книги брались на время, с ними переезжали из замка в замок, возили в походы и т. д. Очевидно, что подобные обстоятельства исключали нали­чие на рукописях тяжелых окладов или крышек; в этом проявляется суще­ственное различие между монастырской библиотекой и светской, каковой можно считать королевскую библиотеку. Книги в сохранившихся средневе­ковых переплетах из состава монастырских библиотек отличаются часто большими размерами, добротностью и массивностью своих переплетов. Это церемониальные библии, евангелия и миссалы в окладах, хоровые книги (градуалы и антифонарии), иногда колоссальных размеров, в массивных досках. Монастырские хроники, мартирологии, даже хозяйственные запи­си также переплетались в солидные переплеты с деревянными крышками (рис. 25-27, 29).

Можно предположить, что книги из библиотеки Карла V, распадаю­щиеся в количественном отношении на две неравные группы - "парадные" (куда входили в основном книги литургического назначения) и "'ученые" (наряду с "беллетристикой") - различались не только содержанием, но и внешним обликом. Это как раз и отражено в инвентарях.

Все инвентари библиотеки Карла V, а затем Карла VI и герцога Бер-рийского (вплоть до последнего инвентаря 1434 г.) сходны по содержанию и форме, определенной библиотекарем и секретарем Карла V Жиллем Мале. В инвентарях библиотеки Карла V указывается автор и (или) название про­изведения или его содержание; иногда сообщаются сведения о его литера­турной форме - прозаической (фр. en prose) или рифмованной (rime). По­чти обязательно называется материал рукописи в том исключительном слу­чае, если она написана на бумаге, так как в основном кодексы этого собра­ния еще пергаменные. Нет ни первых слов (incipit), ни последних (explicit), не указывается число листов книг. Лишь случайно встречаются указания на характер письма кодекса. Далеко не всегда сообщается, была ли рукопись украшена иллюстрациями. И на фоне этих более чем кратких кодикологи-ческих данных при описании каждой книги приводятся сравнительно под­робные сведения о переплете.Все инвентари библиотеки Карла V, а затем Карла VI и герцога Бер-рийского (вплоть до последнего инвентаря 1434 г.) сходны по содержанию и форме, определенной библиотекарем и секретарем Карла V Жиллем Мале. В инвентарях библиотеки Карла V указывается автор и (или) название про­изведения или его содержание; иногда сообщаются сведения о его литера­турной форме - прозаической (фр. en prose) или рифмованной (rime). По­чти обязательно называется материал рукописи в том исключительном слу­чае, если она написана на бумаге, так как в основном кодексы этого собра­ния еще пергаменные. Нет ни первых слов (incipit), ни последних (explicit), не указывается число листов книг. Лишь случайно встречаются указания на характер письма кодекса. Далеко не всегда сообщается, была ли рукопись украшена иллюстрациями. И на фоне этих более чем кратких кодикологи-ческих данных при описании каждой книги приводятся сравнительно под­робные сведения о переплете.

Как правило, отмечается наличие деревянных крышек (фр. ais) и их покрытие - пергамен, белая (неокрашенная выворотная) или красная (оче­видно, дубленая) кожа; сообщается, имеет ли кожа тиснение (empreints). Обязательно указывается наличие застежек и металл, из которого они изго­товлены, - медь, серебро (белое или позолоченное), латунь, наличие эмали. Если застежки были достойны того, они описывались более подробно, на­пример: "два замка позолоченного серебра с эмалью в виде герба Фран­ции" или "две золотые застежки в виде башен" (геральдических). Указыва­лось число застежек - две или четыре, что зависело от размера книги, а также учитывалась их сохранность. Иногда сообщались сведения о нали-Как правило, отмечается наличие деревянных крышек (фр. ais) и их покрытие - пергамен, белая (неокрашенная выворотная) или красная (оче­видно, дубленая) кожа; сообщается, имеет ли кожа тиснение (empreints). Обязательно указывается наличие застежек и металл, из которого они изго­товлены, - медь, серебро (белое или позолоченное), латунь, наличие эмали. Если застежки были достойны того, они описывались более подробно, на­пример: "два замка позолоченного серебра с эмалью в виде герба Фран­ции" или "две золотые застежки в виде башен" (геральдических). Указыва­лось число застежек - две или четыре, что зависело от размера книги, а также учитывалась их сохранность. Иногда сообщались сведения о нали-

чии жуковин и закладок, в особенности если они были изготовлены из дра­гоценных материалов.

Совсем иная картина предстает при знакомстве с описанием группы литургических книг из библиотеки Карла V и его братьев. Очевидно, что блеск золота в иллюминациях, которыми обильно украшались псалтири и часовники, требовал какого-то адекватного решения при оформлении их внешнего облика. Наиболее подходящим материалом для этой цели явля­лись дорогие ткани самого разного цвета и фактуры - гладкие, с выткан­ным орнаментом, вышитые и т. п. Несмотря на лаконизм инвентарей, в них обязательно сообщается род ткани, использованной в качестве покрытия переплетов. Это "золотая ткань" (drap d'or), бархат и шелк различных цве­тов, "синий бархат, вышитый золотыми лилиями" (veluyau inde a une fleur de lis, brodure d'or) и т. п. В инвентарях Карла V множество указаний на наличие "сорочек", "сорочек с хвостами", "хвостов" - длинных и коротких. Иногда на покрытие крышек шла одна ткань, а на "сорочку" - другая; "со­рочка" могла быть с подбоем.Совсем иная картина предстает при знакомстве с описанием группы литургических книг из библиотеки Карла V и его братьев. Очевидно, что блеск золота в иллюминациях, которыми обильно украшались псалтири и часовники, требовал какого-то адекватного решения при оформлении их внешнего облика. Наиболее подходящим материалом для этой цели явля­лись дорогие ткани самого разного цвета и фактуры - гладкие, с выткан­ным орнаментом, вышитые и т. п. Несмотря на лаконизм инвентарей, в них обязательно сообщается род ткани, использованной в качестве покрытия переплетов. Это "золотая ткань" (drap d'or), бархат и шелк различных цве­тов, "синий бархат, вышитый золотыми лилиями" (veluyau inde a une fleur de lis, brodure d'or) и т. п. В инвентарях Карла V множество указаний на наличие "сорочек", "сорочек с хвостами", "хвостов" - длинных и коротких. Иногда на покрытие крышек шла одна ткань, а на "сорочку" - другая; "со­рочка" могла быть с подбоем.

Но даже самые прочные ткани оказывались в конце концов менее дол­говечными, чем кожа или пергамен, и рукописные книги того времени прак­тически не сохранили тканых покрытий на переплетах. В этом отношении интересно ознакомиться с поздними каталогами, в которых приводятся све­дения о переплетах часовников и молитвенников, например с каталогом рукописей канцлера Сегье (Catalogue des manuscrits de la bibliotheque de defunt monseigneur le Chancelier Seguier. Paris, 1686). Это знаменитое собрание, часть рукописей которого оказалось впоследствии в собрании РНБ, вклю­чало ряд кодексов, когда-то входивших в состав королевской библиотеки; в их числе, безусловно, были и литургические книги, когда-то обтянутые дра­гоценными тканями. В каталоге 1686 г. значилось, что они переплетены в кожу черного, красного, коричневого цветов, реже - в бархат. Очевидно, это произошло уже в конце XVI - XVII в.

Можно было бы только предполагать, что представляли собой "со­рочки" и "хвосты" на средневековых переплетах, если бы не возможность увидеть их в произведениях средневековых художников. Книги - закрытые или раскрытые - часто можно увидеть в руках персонажей скульптурных изображений романских и готических соборов, в витражах, книжной миниа­тюре, живописи алтарных композиций. Более или менее детальные изобра­жения книг встречаются также в традиционных сценах подношения пере­писанной и украшенной книги знатному лицу. До конца XIV в. изображе­ния книг носили более или менее схематичный характер, хотя в них так или иначе подчеркивались отдельные детали и особенности переплета - высту­пающий каптал, накидные застежки, жуковины и даже "хвосты".

Зато нидерландские художники XV в. в своих алтарных композициях подробнейшим образом выписывали все детали переплета и его аксессуары, упоминающиеся в инвентарях Карла V, его братьев и сына, что в настоящее

время помогает воссоздать внешний облик средневековой рукописной кни­ги. В произведениях Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейде-на, Ганса Мемлинга и их современников можно увидеть книги в руках Бо­гоматери, евангелистов, апостолов, святых, донаторов. Книги эти - молит­венники в руках Богоматери и святых, евангелия у Христа и апостолов, "уче­ные" книги у отцов церкви - своим внешним видом отвечают их назначе­нию и принадлежности.

Знаменитый Гентский алтарь и Мадонна канцлера Роллена Яна ван Эйка могут в известной мере послужить пособием по изучению средневе­кового переплета. В его же Мадонне каноника ван дер Пале детально выпи­сан достаточно скромный переплет с застежкой и "хвостом" на маленьком молитвеннике в руках каноника. В работах этого мастера можно воочию увидеть драгоценные закладки для книг, наличие которых обязательно от­мечается в инвентарях Карла V и герцога Беррийского. Дело в том, что эти закладки являлись дорогими и изысканными произведениями ювелирного искусства. Закладка (фр. pippe), чаще всего встречающаяся в произведени­ях нидерландских художников, представляла собой розетку из металла ажур­ной работы, в которую были вмонтированы жемчуг и драгоценные камни (особенно часто упоминаются рубины и сапфиры); к ней подвязывали лен­ты или шнуры, оканчивающиеся узелками или украшениями. Другой раз­новидностью закладки был стержень (фр. tuyau), также богато украшен­ный. Естественно, что подобные закладки, а также золотые и серебряные застежки, вышедшие из рук королевских ювелиров и украшенные кабошо­нами и эмалью, исчезали быстрее, чем какой-либо иной элемент книги (Ни­кулин, 1981, табл. 43, 56). Художники XV в. старательно воспроизводили внешний вид закрытых и раскрытых кодексов - их широкие поля и позоло­ченные обрезы, украшенные гравированным орнаментом (рис. 34, 38).Знаменитый Гентский алтарь и Мадонна канцлера Роллена Яна ван Эйка могут в известной мере послужить пособием по изучению средневе­кового переплета. В его же Мадонне каноника ван дер Пале детально выпи­сан достаточно скромный переплет с застежкой и "хвостом" на маленьком молитвеннике в руках каноника. В работах этого мастера можно воочию увидеть драгоценные закладки для книг, наличие которых обязательно от­мечается в инвентарях Карла V и герцога Беррийского. Дело в том, что эти закладки являлись дорогими и изысканными произведениями ювелирного искусства. Закладка (фр. pippe), чаще всего встречающаяся в произведени­ях нидерландских художников, представляла собой розетку из металла ажур­ной работы, в которую были вмонтированы жемчуг и драгоценные камни (особенно часто упоминаются рубины и сапфиры); к ней подвязывали лен­ты или шнуры, оканчивающиеся узелками или украшениями. Другой раз­новидностью закладки был стержень (фр. tuyau), также богато украшен­ный. Естественно, что подобные закладки, а также золотые и серебряные застежки, вышедшие из рук королевских ювелиров и украшенные кабошо­нами и эмалью, исчезали быстрее, чем какой-либо иной элемент книги (Ни­кулин, 1981, табл. 43, 56). Художники XV в. старательно воспроизводили внешний вид закрытых и раскрытых кодексов - их широкие поля и позоло­ченные обрезы, украшенные гравированным орнаментом (рис. 34, 38).

Наглядной иллюстрацией того, что украшенный иллюминациями и одетый в нарядную "сорочку" молитвенник был для владельца (а часто для владелицы) предметом роскоши, хотя и наделенным религиозными функ­циями, может служить известная миниатюра из Часовника Марии Бургунд­ской (ок. 1477. Вена, Нац. б-ка, 1057, л.14об.): роскошно одетая дама осто­рожно через чехол - "сорочку" - держит раскрытый молитвенник. Рядом на подоконнике (дама сидит у раскрытого окна) разложены предметы, отража­ющие ее общественное положение и указывающие на ее беззаботное суще­ствование и отсутствие особого религиозного рвения. Мы видим прозрач­ную вуаль, кулон на цепи, цветы, богато украшенную сумку из драгоценной ткани (вероятно, предназначенную для Часовника), а на коленях у дамы, в непосредственной близости от молитвенной книги, крошечную собачку. Если учесть, что за открытым окном, у которого сидит Мария Бургундская, открывается интерьер собора со сценой поклонения Богоматери, становит­ся очевидным соотношение религиозного и светского чувства у владелицы Часовника (Harthan, 1977). Не менее роскошные молитвенники оказывают-

ся в руках Богоматери, например в сценах Благовещения. Ведь глубоко по­читавшаяся в XII-XV вв. Мария окружалась самыми красивыми и изящны­ми предметами, и, естественно, читаемая ею книга должна была быть укра­шена так же изысканно, как и у знатных дам (рис. 36).

Вообще литургические книги для личного пользования, а к ним отно­сились часовники и псалтири, украшались очень богато в зависимости от возможностей заказчиков. Они являлись семейной реликвией, предметом роскоши, и их светский характер как нельзя более отражался во внешнем убранстве. Даже крест и Распятие сравнительно редко изображались на переплетах молитвенников в это время. Судя по инвентарям в накладных металлических украшениях господствовали геральдические, а не евангель­ские мотивы.

Сведения из инвентарей библиотеки короля Карла V и его братьев по­зволяют сделать вывод, что "ученые" книги, к которым относились теоло­гические сочинения, и практически вся светская литература - историчес­кие хроники, романы, нравоучительные, медицинские, астрологические трактаты и др. - переплетались достаточно скромным и рациональным об­разом: либо в доски, крытые гладкой кожей без тиснения, либо в мягкую пергаменную "обложку" с кожаными завязками вместо металлических зас­тежек. У нидерландских мастеров евангелисты, апостолы, отцы церкви ча­сто изображаются с книгами в руках. Эти персонажи - люди аскетичные, роскошь для них неуместна, и в руках Иоанна Крестителя, например в "Трип­тихе семейства Брак" Рогира ван дер Вейдена, оказывается книга, воспро­изводящая в точности романский обиходный переплет XIII-XIV вв., опи­санный выше: это гладкая красно-коричневая кожа без тиснения, обтягиваю­щая деревянные доски, и скромные латунные или медные застежки со скру­ченными кожаными шнурками, продетыми в кольца (рис. 37а). А в приписы­ваемой Яну ван Эйку картине "Святой Иероним в келье" наряду с набором инструментов для письма на пюпитре для чтения и на полке представлены книги в обиходных готических переплетах с различными видами капталов, застежек и с выступающими бинтами на корешке (Никулин, 1981, табл. 77).

Таким образом, изучение иконографического материала - средневе­ковой книжной и станковой живописи, полихромной скульптуры - безус­ловно содействует археологическому исследованию средневековой книги, ее переплета и помогает обнаружить и уточнить время появления некото­рых элементов переплета.

II. Сохранность византийского переплета

Разрушения византийской рукописной книги, вызываемые обычно ее износом, наступали в определенной последовательности.

1. Утрачивались застежки. Большинство византийских рукописных книг, даже при наличии первоначального переплета, не сохранило своих ориги

нальных застежек. Кожа "косичек" или ремешка растягивалась и легко обры­валась из-за сравнительно частого использования. Отсутствие застежек уско­ряло общую деформацию пергаменного или бумажного блока (иногда храни­тели вынуждены перевязывать такие "разбухшие" тома бечевкой).нальных застежек. Кожа "косичек" или ремешка растягивалась и легко обры­валась из-за сравнительно частого использования. Отсутствие застежек уско­ряло общую деформацию пергаменного или бумажного блока (иногда храни­тели вынуждены перевязывать такие "разбухшие" тома бечевкой).

2.      Кожаное покрытие ветшало, перетиралось, в особенности на ко­
решке и на сгибах. Корешок отрывался, обнажая шитье (как правило, за­
щитная ткань отрывалась вместе с покрытием). Будучи открытыми, нити
шитья быстрее перетирались и рвались, разрушая блок. Поэтому на поздних
переплетах (особенно в
XIX - XX вв.), когда рукопись не перешивали зано­
во, корешок кодекса заливали толстым слоем столярного клея, который
скреплял не только перетертые и порванные нити, но и отдельные выпав­
шие листы, вызывая впоследствии усиление деформаций пергаменного бло­
ка. При поздних реставрациях обветшавшую кожу покрытия часто заменя­
ли новой кожей с тиснением, иногда оригинальные доски обтягивали тка­
нью - бархатом, парчой, шелком и пр.

3.      Дерево крышек часто давало усадку; крышки, не защищенные по­
крытием и застежками, трескались и раскалывались из-за одновременного
"разбухания" пергаменного блока, который начинал выступать за пределы
досок, ускоряя процесс обветшания листов пергамена по краям. Кроме того,
деревянные крышки часто были повреждены точильщиками, иногда настоль­
ко, что требовалась их замена.

Из сказанного выше очевидна взаимосвязь отдельных элементов пере­плета и блока, а также зависимость сохранности рукописи в целом от состоя­ния переплета. Поскольку процессы его разрушения происходили в прошлом, хранители и раньше принимали меры для их предотвращения: производили частичный ремонт или реставрацию книги - ставили новые застежки, иногда нового образца (в дальнейшем они также обрывались и ломались), заново обтягивали крышки; иногда ремонтировали старые доски, но чаще заменяли их новыми. Значительное число византийских рукописных книг переплетали заново не только в целях сохранности, но и по желанию очередного владель­ца. В настоящее время многие рукописные книги хранятся в переплетах, ни в коей мере не способствующих их сохранности.

III. Рекомендации по реставрации переплетов византийских кодексов (рис. 15, 20)

После реставрации пергаменного блока обязательно решаются воп­росы, надо ли сохранять старый переплет или его отдельные элементы и как тактичнее подойти к его реставрации. Когда первоначальный переплет утрачен, необходимо подумать о специальном реставрационном переплете, который удовлетворял бы всем требованиям сохранности рукописи и вмес­те с тем не являлся диссонирующим элементом в ее внешнем облике. Прак­тика показала, что нельзя к рукописным книгам различного происхождения 

и времени делать переплеты, не соответствующие им стилистически. В осо­бенности это относится к византийским рукописям, оригинальная конст­рукция переплетов которых предусматривала долгую сохранность книжно­го блока. Данные обстоятельства надо учитывать не только при реставра­ции переплетов этих памятников, но и при изготовлении нового реставра­ционного переплета. Ниже приводятся рекомендации по реставрации пере­плетов византийских кодексов.

1.     Листы рукописи (после их реставрации - распрямления и заклеек)
сшивать толстыми пеньковыми или льняными нитками "цепочкой", по воз­
можности используя первоначальные пропилы.

2.     Для крышек постараться использовать оригинальные доски; если
необходимо, надставить их, укрепить и выпрямить. В случае использова­
ния новых досок следует брать выдержанное дерево (доски от старой мебе­
ли, икон с утраченным красочным слоем и т. д.). Форма крышек должна
соответствовать византийским образцам: к корешку они несколько утонча­
ются. Толщина доски должна быть равна примерно 10 мм. Ложбинку на
ребрах делать необязательно, но крышки должны выступать над блоком с
трех сторон примерно на 5 мм.

3.     При креплении крышек к блоку следовать византийской техноло­
гии, но с некоторыми изменениями, с тем чтобы не повредить отреставри­
рованному блоку и в то же время обеспечить максимальную надежность
крепления блока к крышкам. Для этого защитную ткань (кусок холста, ко­
торый раньше наклеивался на корешок и подшивался к капталу) наклады­
вают на корешок и скрепляют с блоком в тех местах, где проходит шов "це­
почка" (прошивают теми же нитками). Каптал также скрепляется с этой
тканью (как и в оригинальной технологии, ткань в свою очередь наклеива­
ется только на деревянные крышки).

4.     Для закрепления нитей, на которые шит блок, в крышках с тыльной
стороны прорезать ряд отверстий наподобие тех, что делались византий­
скими переплетчиками. В верхних и нижних ребрах крышек у корешка про­
резают пазы и отверстия для крепления каптала.

5.     На крышки, скрепленные с блоком, натягивается кожаное покры­
тие, выкроенное согласно византийским образцам. Желательно использо­
вать кожу растительного или полурастительного дубления.

6.     Следует по возможности сохранить первоначальное кожаное по­
крытие: при необходимости смягчить, сдублировать его на новую кожу или
дополнить; нужно постараться не повредить тиснение. При установке но­
вого покрытия не допускать стилизации, не делать гравировки и тиснения,
тщательно подбирать цвет кожи, близкий к сохранившимся фрагментам.

7.     При реставрации застежек желательно использовать сохранившие­
ся детали, но только в том случае, если они еще могут выполнять свои за­
щитные функции. При изготовлении ремней для застежек надо отказаться
от воспроизведения традиционной византийской трехчастной "косички", так 

как она быстро снашивается и вытягивается. Лучше применять двойные ремни с неэластичной прокладкой внутри. При монтировке застежек по возможности использовать старые отверстия, новые же делать только в слу­чае крайней необходимости (например, при замене трехчастных "косичек" на ремни). На наружной стороне нижней крышки следует выпилить пазы для их крепления.как она быстро снашивается и вытягивается. Лучше применять двойные ремни с неэластичной прокладкой внутри. При монтировке застежек по возможности использовать старые отверстия, новые же делать только в слу­чае крайней необходимости (например, при замене трехчастных "косичек" на ремни). На наружной стороне нижней крышки следует выпилить пазы для их крепления.

8. Металлические петли для застежек изготавливать таким образом, чтобы они соответствовали по форме традиционным византийским петлям. При этом необходимо придерживаться наиболее простых обобщенных форм, чтобы избежать ненужной стилизации. Тот же подход должен быть по отно­шению к шпенькам, вставленным в ребра крышек на глубину примерно 15-20 мм, жуковинам и средникам.

Все реставрационные процессы необходимо обсуждать с хранителя­ми рукописных книг, особенно в случае отсутствия ученого или реставра­ционного совета.

IV. Краткие рекомендации по реставрации романских и готических переплетов (рис. 25, 30)

Несмотря на видимую прочность конструктивной системы романс­ких и готических переплетов, они все же подвергались некоторым разру­шениям. В первую очередь обрывались и перетирались кожаные ремни за­стежек, однако это не оказывало существенного влияния на сохранность книжного блока: западноевропейский пергамен не поддавался деформаци­ям с такой легкостью, как византийский. Далее в местах соединения блока и крышек пересыхали и обламывались сыромятные ремни, в результате чего блок оказывался частично или полностью отделенным от крышек. Кроме того, деревянные крышки могли давать усадку, ломаться; древесина иногда оказывалась поврежденной точильщиками; снашивалось кожаное покры­тие; кожа рвалась, перетиралась, а главное пересыхала. Тканевое покрытие (бархат, шелк), безусловно, менее прочное, чем кожа, также снашивалось, ветшало. Значительные повреждения наносились рукописной книге при повторных переплетах. Западноевропейские кодексы подвергались этой операции гораздо чаще, чем византийские. Об этом свидетельствуют не­однократно обрезанные поля: размеры рукописи иногда уменьшались на 25-30 мм с каждой из трех сторон. При этом исчезала окраска или позоло­та, а также гравировка с обреза. Обветшавшее тканое покрытие заменялось на кожаное и наоборот. Надо подчеркнуть, что целью повторных перепле­тов, в особенности для уникальных иллюминованных книг, была не столько попытка как-то сохранить книжный блок или оригинальный обветшавший переплет, сколько воплотить новые эстетические идеи в области переплета.Несмотря на видимую прочность конструктивной системы романс­ких и готических переплетов, они все же подвергались некоторым разру­шениям. В первую очередь обрывались и перетирались кожаные ремни за­стежек, однако это не оказывало существенного влияния на сохранность книжного блока: западноевропейский пергамен не поддавался деформаци­ям с такой легкостью, как византийский. Далее в местах соединения блока и крышек пересыхали и обламывались сыромятные ремни, в результате чего блок оказывался частично или полностью отделенным от крышек. Кроме того, деревянные крышки могли давать усадку, ломаться; древесина иногда оказывалась поврежденной точильщиками; снашивалось кожаное покры­тие; кожа рвалась, перетиралась, а главное пересыхала. Тканевое покрытие (бархат, шелк), безусловно, менее прочное, чем кожа, также снашивалось, ветшало. Значительные повреждения наносились рукописной книге при повторных переплетах. Западноевропейские кодексы подвергались этой операции гораздо чаще, чем византийские. Об этом свидетельствуют не­однократно обрезанные поля: размеры рукописи иногда уменьшались на 25-30 мм с каждой из трех сторон. При этом исчезала окраска или позоло­та, а также гравировка с обреза. Обветшавшее тканое покрытие заменялось на кожаное и наоборот. Надо подчеркнуть, что целью повторных перепле­тов, в особенности для уникальных иллюминованных книг, была не столько попытка как-то сохранить книжный блок или оригинальный обветшавший переплет, сколько воплотить новые эстетические идеи в области переплета.

Пергаменный блок и переплетные крышки представляют собой два компонента, не всегда связанных между собой конструктивно, что позволя 

ет реставрировать (или ремонтировать) блок книги либо менять переплет, иногда не перешивая его заново. К тому же западноевропейский пергамен, чаще всего более мягкий и податливый, не вызывает существенных дефор­маций всего блока, как это случается с византийским. Основным положи­тельным для сохранности пергаменного блока качеством является также слабая проклейка корешка мучным клеем либо вообще ее отсутствие. Все же, как правило, блок приходится перешивать заново.

При реставрации западноевропейских средневековых книг приходит­ся решать следующие вопросы: сохранить ли поздний переплет в том виде, в каком он был изготовлен, т. е. оставлять ли корешок проклеенным, огра­ничиваясь ремонтом и укреплением всего переплета; надо ли пытаться из­менить в какой-то мере конструкцию этого позднего переплета, создав луч­шие условия для сохранности блока; какого вида должен быть реставраци­онный переплет в том случае, если никакого переплета не сохранилось во­обще. Проще всего решается вопрос о необходимости реставрации ориги­нального (первоначального) разрушенного переплета, в особенности если сохранились отдельные его детали (например, фрагменты застежек).При реставрации западноевропейских средневековых книг приходит­ся решать следующие вопросы: сохранить ли поздний переплет в том виде, в каком он был изготовлен, т. е. оставлять ли корешок проклеенным, огра­ничиваясь ремонтом и укреплением всего переплета; надо ли пытаться из­менить в какой-то мере конструкцию этого позднего переплета, создав луч­шие условия для сохранности блока; какого вида должен быть реставраци­онный переплет в том случае, если никакого переплета не сохранилось во­обще. Проще всего решается вопрос о необходимости реставрации ориги­нального (первоначального) разрушенного переплета, в особенности если сохранились отдельные его детали (например, фрагменты застежек).

С учетом того что в технике переплетов романских и готических ко­дексов было много общего, можно дать следующие рекомендации (при про­ведении полной реставрации):

1)      снять переплет и расшить рукописный блок (отделить тетради); с
крышек демонтировать фурнитуру (застежки, жуковины) и удалить покрытие;

 

<< Назад Добавить новый комментарий
Abeedevakata
21.09.2018 18:17:03
Simple Ways to Lower Blood Stress
Poids est comment robuste votre sang pousse contre les parois de vos arteres lorsque votre coeur essence pompe le sang. Arteres sont les tubes qui transportent perseverent b gerer offre sang loin de votre coeur. Chaque set votre coeur bat, il pompe le sang a tous egards vos arteres a la vacances de votre corps.
https://www.cialispascherfr24.com/tadalafil-omeprazole/
ARoakyHoro
18.08.2018 17:12:40
Can you stand for the squeezing
Compression est comment calleux votre sang pousse contre les parois de vos arteres lorsque votre coeur essence pompe le sang. Arteres sont les tubes qui transportent prendre offre sang loin de votre coeur. Chaque age votre manque de sensibilite bat, il pompe le sang tout au long vos arteres a la vacances de votre corps.
https://www.cialispascherfr24.com/prix-cialis-rennes/
2 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается?|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.