РЕСТАВРАЦИЯ .
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРЕПЛЕТ (IV—IX вв.)

Исторические сведения, дошедший до нашего времени иконографи­ческий материал и фрагменты папирусных и пергаменных свитков свиде­тельствуют о том, что книги в античные времена представляли собой свит­ки - папирусные и пергаменные, с двух концов наворачивающиеся на тон­кие валики (volumen). Книга в виде переплетенного кодекса, т. е. в том виде, в каком мы ее знаем в настоящее время, появилась в первые века н. э. Дошедшие до нашего времени отдельные листы и фрагменты пергамена и папируса долгое время не давали возможности предположить, что пред­ставляли собой ранние переплеты. Лишь поразительные археологические находки прекрасно сохранившихся коптских рукописных книг в песках Се­верной Африки в начале XX в. позволили воочию увидеть эти переплеты и исследовать технику' их изготовления.

 

Коптский переплет

Находки коптских рукописей, их внешний вид. Коптские книги представляют собой списки произведений религиозного содержания, написанные на греческом языке коптами (египтянами-христианами). Более 80 коптских книг, найденных на территории бывших раннехристианских монастырей в Верхнем Египте, хранится в музеях и библиотеках Каира, Нью-Йорка и Лондона. Самые ранние из них относятся к IV-V вв. н.э. В частности, сосуд с тринадцатью коптскими кодексами, датированными IV в., был обнаружен в деревне Наг-Хаммади к югу от Каира на месте мо­настыря, основанного гностиком Пелагием (рис. 1).

С коптской традицией непосредственно связано развитие западноев­ропейских и византийских переплетов, поэтому она заслуживает особого внимания. Коптские книги написаны на папирусе, листы которого могли иметь почти квадратную форму. Ранние рукописи состоят из одной тетра­ди, сшитой "на прокол" (самая толстая из них насчитывает 76 листов). Пе­реплет этих книг представляет собой мягкую обложку с заворотами (буду­щие клапаны в восточных переплетах), изготовленную из козлиной или ове­чьей кожи. На оборотные стороны кожаных крышек в несколько слоев на­клеены листы папируса. По сгибу рукописного блока проделаны отверстия, в которые продевали кожаный ремень; им же обвязывали книгу.

К следующему этапу развития коптского переплета можно отнести сохранившийся кодекс "Деяния апостолов" из собрания Глазье, относящийся к IV в. Блок книги состоит уже из нескольких тетрадей, сшитых "цепоч­кой". Кодекс имеет почти квадратную форму (12x11 см); крышки переплета деревянные, обтянутые кожей красно-коричневого цвета. Крепление пере-
плета с блоком осуществлено своеобразным способом - при помощи пяти поперечных ремней, продернутых в специально проделанные отверстия в крышках поверх корешка. Эти ремни украшены простым гравированным орнаментом2 (рис. 2).

 Реставрация коптских книг в начале XX в. Поучительна ис­
тория реставрации коптских рукописей из собрания Нью-Йоркской библио­
теки Пирпонта Моргана. В 1910 г. американский миллионер и библиофил
Пирпонт Морган приобрел почти все коптские рукописные книги IX-X вв.,
найденные в каменном сосуде в Южном Фаюме на месте раннехристианс­
кого монастыря Михаила Архангела (около 60 кодексов). В основном это
были литургические книги большого формата (высотой более 30 см). В 1912 г.
книги отправили в библиотеку Ватикана для реставрации. Там с них сняли
все оригинальные переплеты без предварительной соответствующей доку­
ментации (не зафиксировали даже первоначальный способ шитья). Блок
каждой книги был перешит на тесьму; на каждый блок был изготовлен но­
вый — реставрационный - переплет, а оригинальные с тех пор хранятся от­
дельно.

 Конструкция коптских переплетов. Для рукописных блоков,
как пергаменных, так и папирусных, коптские переплетчики изготовляли
крышки из прессованного папируса толщиной примерно 10 мм. Вместо
папируса для крышек коптских переплетов могли употребляться и другие
материалы, в частности для одной из книг была использована конопля, в
результате чего толщина весьма рыхлых по фактуре крышек достигала
24 мм. Обычно каждая переплетная крышка склеивалась из двух "досок" со
скошенными внутрь краями, отчего вдоль   ребра получалась ложбинка.
Между этими двумя "досками" укладывались нити, которыми сшивали тет­
ради и с помощью которых книжный блок крепился к крышкам. Эта лож­
бинка сохранилась в византийских переплетах уже на деревянных крыш­
ках, превратившись в своеобразный декор. Можно предположить, что она
зрительно как бы "снимает" массивность крышки, в то же время усложняя
ее профиль. Листы пергамена или папируса складывали вдвое, затем - в
тетради, которые собирали "в стопку". На корешке делали пропилы, а тет­
ради сшивали пеньковыми нитями "цепочкой". Затем концы нитей проде­
вали в отверстия, проделанные в крышках, и скрепляли с ними блок. Есть
предположение, что блок и крышки могли существовать независимо друг
от друга и их соединяли между собой с помощью независимых нитей - бо­
лее толстых, чем те, которыми сшивали блок. Каптала на первых коптских
переплетах еще не было. На корешок блока дополнительно наклеивали по­
лоску кожи, отчего корешок во многом терял гибкость.

В переплетенной коптской книге размеры блока и крышек совпадали, корешок был гладким и плоским. Следы застежек в первых рукописях не всегда заметны; скорее всего, это были завязки, иногда на кольцах. А вооб­ще в застежках не было особой необходимости, так как папирус не подвер

гался таким деформациям, как пергамен. К крышкам пергаменных кодек­сов монтировали кожаные ремни, которые оборачивали вокруг книги, стя­гивая ее и сохраняя таким образом обрез; заканчивались они петлей, наки­дывающейся на медный или костяной шпенек. Число таких ремней доходи­ло до семи в зависимости от размера и формата книги: три на боковом обрезе, по два - на верхнем и нижнем (рис. 3). Существуют предположения, что в качестве форзацев и защитных листов копты использовали окрашен­ный пергамен (сохранились его остатки в корешках)3.

 Кожаные покрытия коптских переплетов. Для покрытий в коптских переплетах использовалась кожа, обычно козлиная красного цве­та или различных коричневых оттенков. Художественную обработку кожи на коптских переплетах можно подразделить на пять видов:

1)         цветной орнамент, выполненный красками;

2)         гравированный орнамент;

 

3)      орнамент, выполненный в сложной ажурной технике с использова­
нием двух-трех слоев кожи, верхние из которых сквозные, а нижние - позо­
лоченные или окрашенные; иногда под верхние слои вставлялись проклад­
ки из окрашенного пергамена или папируса; ажурная техника могла соче­
таться с инкрустацией слоновой костью;

4)  орнамент слепого тиснения в виде маленьких кружочков, розеток в
сочетании с гравировкой; не исключено, что практиковалось и золотое тис­
нение, о чем свидетельствуют остатки золота на коже некоторых перепле­
тов (рис. 4);

5)      вышитые переплеты.

Следует подчеркнуть, что методы декоративной обработки кожи, при­менявшиеся коптскими переплетчиками, были родственны художественным и технологическим приемам славившихся своим искусством ремесленни­ков-кожевников Верхнего Египта. Все виды декора этих покрытий со вре­менем заимствовались европейскими мастерами, за исключением ажурной техники, которая широко применялась в дальнейшем персидскими пере­плетчиками.

Эфиопский переплет. Своеобразным явлением в кодиколо-гии и, в частности, в области переплетного мастерства являются эфиопс­кие рукописные книги (Платонов, Чернецов, 1987). Эфиопские рукописи, создававшиеся в замкнутых христианских общинах, на протяжении мно­гих веков оставались почти неизменными как по содержанию (они вклю­чали главным образом евангельские тексты и апокрифы, связанные с осо­бо почитаемым эфиопами-христианами архангелом Михаилом), так и по технике изготовления, во многом воспроизводящей коптскую. Переплеты эфиопских кодексов XVI-XVII вв., например, конструктивно ничем не отличались от переплетенных кодексов, изготовленных на несколько сто­летий раньше.

В качестве примера можно привести одну из эфиопских рукописей

XVI в., прошедшую реставрацию в ГосНИИР (рис. 5). Написана она на тол­стом пергамене очень грубой выделки с остатками волосяного покрова на поверхности листов. Тринадцать тетрадей рукописи были сшиты "цепоч­кой". Сохранилась только верхняя крышка переплета из грубообработанно-го дерева хвойной породы (толщина ее около 9 мм) с четырьмя парами сквоз­ных отверстий для нитей, при помощи которых блок соединялся с перепле­том. Капталы не сохранились, хотя на сгибах листов вверху и внизу можно увидеть зарубки, возможно, предназначенные для их размещения. Кожаное покрытие также не сохранилось, хотя не исключено, что его вообще не было и корешок оставался открытым.

Шитье "цепочкой", почти квадратный формат кодекса, совпадение размеров блока и крышки, значительная толщина крышки переплета ука­зывают на непосредственную связь эфиопских рукописных книг с коптски­ми манускриптами с точки зрения переплетной техники4. В Петербургском отделении Института востоковедения РАН хранится более сорока разно­временных эфиопских рукописей, конструкция переплетов которых выпол­нена также в коптских традициях, в то время к>».к покрытия отражают и ви­зантийские, и восточные влияния и демонстрируют самобытные особенно­сти этих техник.

Влияние коптской техники на переплетное искусство Средневековья. Коптские переплетчики, очевидно, копировали техни­ческие приемы своих греческих коллег, ранние образцы творчества ко­торых до нашего времени не дошли. Поэтому можно лишь строить вполне обоснованные предположения о сходстве если не внешних - декоратив­ных, то конструктивных приемов ранневизантийских и коптских пере­плетчиков. В первую очередь это способ шитья блока "цепочкой", со­хранившийся у греческих книжников вплоть до XVIIXVIII вв.; в какой-то мере способы крепления крышек к блоку; форма крышек со специфи­ческой ложбинкой; вид шпеньков - существенной части застежек — в форме своеобразного кинжала или ножа; наконец, совпадение размеров переплетных крышек и блока. Так или иначе, некоторые особенности коптских переплетов - их конструкция, характер тиснения и гравировки на кожаном покрытии, отдельные технологические приемы - можно об­наружить в книжных переплетах в течение всего Средневековья и даже позднее, прежде всего у переплетчиков Византии, Востока и Закавказья

(особенно в Армении).

Распространившись на Востоке и в Византии, коптские (или, точнее, александрийские) переплетные традиции через первых христианских мис­сионеров попали на север Европы (в Ирландию, в северные монастыри нынешней Франции), где в дальнейшем стали трансформироваться уже со­гласно нуждам европейского потребителя.

Раннесредневековый западноевропейский переплет (Vl-Vill вв.)

При обзоре техники раннесредневекового западноевропейского пере­плета часто обращаются к одной из известнейших миниатюр из рукописи, переписанной в английском монастыре Ярроу в самом начале VIII в. Это список латинской Библии, называемый "Codex Amiatinus" ("Амиатинский кодекс"), скопированный с кодекса, привезенного в Англию итальянскими миссионерами5. По одной из версий предполагается, что на миниатюре изоб­ражен известный писатель и государственный деятель VI в. Кассиодор -основатель монастыря Виварий в Монте Кассино, сидящий перед раскры­тым шкафом с книгами. Девять книг (видимо, девять томов Библии с ком­ментариями, написанными Кассиодором), лежащие плашмя на полках, оче­видно, переплетены в красную кожу (сафьян?), на которой прекрасно чита­ется гравированный рисунок со ставшим традиционным для Византии и Южной Европы геометрическим орнаментом, композиционную основу ко­торого составляют ромб и крест (рис. 6).

О том, что переплетное дело в период раннего Средневековья было достаточно развито, во всяком случае на юге Европы с ее античными тра­дициями и североафриканскими (коптскими) связями, можно судить по со­ответствующему параграфу в монастырском Уставе Кассиодора (Institutiones), где автор сообщает, что может предоставить в распоряжение хорошо обученных переплетчиков всевозможные образцы декора перепле­тов, надо думать, тисненого6. Эти сведения в значительной мере подтверж­даются немногочисленным иконографическим материалом: помимо указан­ной миниатюры в "Codex Amiatinus", на изображениях переплетов закры­тых или раскрытых книг в древнейших миниатюрах можно увидеть схема­тически нанесенный орнамент.

До нашего времени дошло несколько кодексов VIVII вв. североевро­пейского происхождения, сохранивших полностью или частично свои пер­воначальные переплеты. Наиболее известные из них - три книги из герман­ского города Фульды, найденные при вскрытии надгробия святого Бонифа­ция, и Евангелие, обнаруженное в Англии в захоронении почитаемого мест­ного святого - Катберта. С конструктивной точки зрения все эти мануск­рипты объединяет одна особенность: они шиты по-коптски — "цепочкой". Книжный блок при этом скреплен с крышками двумя независимыми нитя­ми. В ребрах крышек были просверлены входные отверстия для этих нитей, которые выводились на внешнюю или на внутреннюю сторону крышек и закреплялись узлами или деревянными гвоздями. Единообразия в этих слу­чаях не наблюдается, но принцип подобного способа крепления блока к крышкам сохранялся в переплетах каролингского периода и позднее, вплоть до XII в., в частности в рукописях, изготовленных в монастырских скрипториях Рейхенау (Южная Германия) и Корби (Северная Франция) (см. ниже).

Особый интерес представляют чудом сохранившиеся кожаные покры­тия этих переплетов, которые указывают на умение североевропейских ма­стеров пользоваться сложными приемами художественной обработки кожи. На одном из манускриптов из Фульды, так называемом "Кодексе Рагендру-ды" ("Ragyndrudis Codex") размером 29x19,4 см, кожаное покрытие укра­шено орнаментом, выполненным в ажурной прорезной технике, как на копт­ских переплетах. Кожа покрытия верхней крышки переплета книги англий­ского происхождения из Stonyhurst College (VII в.) украшена рельефным орнаментом, рисунок которого обозначен специальной прокладкой под ко­жаным покрытием (рис. 7). Переплет так называемого "Кодекса Виктора" ("Victor codex"), имеющего необычную продолговатую форму наподобие античных табличек (28,5x14,3 см), украшен слепым тиснением (существу­ет предположение, что это ирландская работа VI в.). На отдельных его уча­стках до сих пор просматриваются следы раскраски. На рукописи Еванге­лия св. Бонифация из Фульды кожа переплета на концах и в корешке загну­та и прошита цветными нитками7.

Таким образом, первоначальные переплеты книг, изготовленные в Северной Европе в VIIVIII вв., имели следующие особенности: они были сшиты "цепочкой" по коптско-византийскому образцу, а в технике украше­ния кожаных покрытий отражены восточные и североафриканские влия­ния. Вкладом североевропейских переплетчиков в известной степени можно считать характер орнамента — мотивы типичной северной пле­тенки. В дальнейшем среди сохранившихся западноевропейских рукопис­ных книг раннего Средневековья образцов художественной обработки ко­жаного покрытия переплета не встречается вплоть до XII в., когда появи­лись романские переплеты, декорированные штампами слепого тиснения.

. Переплеты рукописей каролингского и оттоновского периодов      j

Переплеты сохранившихся книг каролингского и оттоновского пери­одов (конец VIII - XI в.) либо украшены пышными окладами, либо покры­ты одним или двумя слоями гладкой кожи - дубленой или квасцового дуб­ления, напоминающей замшу или близкой по фактуре сыромятной (см.ни­же). Не исключено, конечно, что традиция украшения переплетной кожи тиснением или гравированным орнаментом какое-то время продолжала су­ществовать в Европе (во всяком случае при дворцовых скрипториях), но в дальнейшем она заглохла: в IX - XI вв. в основных очагах европейского книгопроизводства - монастырских скрипториях - переплеты практически не украшались тиснением или гравировкой. Лишь некоторые конструктив­ные элементы, такие как застежки и жуковины, наряду со своим функцио­нальным назначением могли являться и своеобразным декором.

Рукописи каролингского и оттоновского периодов сравнительно хо­рошо известны и неоднократно описывались; иногда в сферу внимания ко-

дикологов и палеографов попадали и их переплеты. Интерес у исследовате­лей вызывали каролингские переплеты аббатств Корби и Рейхенау. В част­ности, это относится к переплетам одного из самых ранних и ценных руко­писных фондов Российской национальной библиотеки8. Этот фонд, вклю­чающий 36 рукописей, датированиями VI - IX вв., связан с известным фран­цузским аббатством Корби. Рукописи подробно описаны замечательным ис­ториком-медиевистом О.А. Добиаш-Рождественской, исследовавшей их с точки зрения содержания письма, исторической судьбы, но не затронувшей переплета - материала достаточно специфического (притом что почти на всех корбийских книгах целиком или частично сохранились оригинальные переплеты)9.

Каролингским переплетам посвящена одна из статей французского кодиколога Ж. Везена (Vezin, 1970). Для него важным компонентом являет­ся наличие слепого тиснения, по которому иногда удается определить вре­мя и мастерскую. Везен довольно подробно описывает технику изготовле­ния каролингских переплетов, практиковавшуюся в корбийской мастерс­кой. Он приводит сведения каталожного порядка о десяти каролингских рукописях из собрания парижской Национальной библиотеки, подробно описывает переплеты, их составные части, сохранность, дает характерис­тики досок и т. д. Везен сообщает, что в качестве крышек использовались деревянные доски толщиной около 1 см. В большинстве изученных пере­плетов это был дуб, в одном случае - бук и еще в одном - тополь (исследо­вания проводились в лабораториях Лувра). Крышки всех переплетов имели прямоугольные торцы (лишь в одной рукописи они оказались слегка скруг­ленными). О сшивании тетрадей и о креплении блока с крышками Везен подробно не сообщает, ссылаясь на статьи Регемортер (Regemorter, 1948), которая писала, что способ крепления досок с блоком в дороманских кодек­сах сочетал в себе два метода - коптский и греко-римский (т. е. в данном случае византийский): использовалось одновременно шитье "цепочкой" и крепление блока к крышкам самостоятельными нитями, продетыми через швы "цепочкой". Еще одной важной особенностью каролингских перепле­тов был гладкий плоский корешок кодексов. Позднее тетради стали шиться на ремни, которые продергивались на наружную сторону крышек.

Защитные листы (форзацы) в каролингских рукописях подклеивали непосредственно на оборотную сторону крышек, а уже на них наклеивали завороты кожаного покрытия. В более поздних рукописях защитные листы пергамена наклеивали на крышку поверх заворотов кожаного покрытия.

Везен сообщает, что тетради сшивали двойными нитями, которые в дальнейшем часто перетирались, доставляя хлопоты еще средневековым библиотекарям. Поскольку способ крепления блока с тяжелыми досками был недостаточно прочным, часто требовалось реставрационное вмешатель­ство. Сохранилась булла папы Александра III (между 1166 и 1179 г.), под­тверждающая меры, принятые аббатом Корби по расширению и содержа-

нию библиотеки аббатства. Часть доходов монастыря должна была пойти на ремонт обветшалых книг. Большинство каролингских кодексов прошло эту раннюю реставрацию, заключавшуюся в следующем: нити, которыми были сшиты тетради ("цепочкой"), заменили на кожаные полосы шириной от 10 до 20 мм, разрезанные по ширине корешка и превратившиеся таким образом в двойные ремни. В ребрах досок просверливались прямоуголь­ные отверстия, в которые продевали концы ремней, закреплявшиеся с по­мощью клея и деревянных гвоздей.

Не исключено, что новое реставрационное сшивание тетрадей на рем­нях происходило уже с помощью станка, появившегося в конце XI или в начале XII в. При выполнении таких реставрационных работ завороты кожи по углам уже не подклеивали к доске, а сшивали наподобие обертки или чехла (в каролингских рукописях, не подвергавшихся реставрации, эти за­вороты оставались подклеенными к внутренним сторонам крышек или на защитные листы пергамена, в свою очередь наклеенные на доски)10.

Собрание корбийских рукописей РНБ представляет большой интерес для изучения техники раннесредневекового переплета и дополняет карти­ну, описанную Регемортер и Везеном. В частности, одна из рукописей VI в. -"Гомилии" Оригена - сохранила свое оригинальное шитье блока "цепоч­кой"; к крышкам блок крепился способом, заимствованным из коптско-алек-сандрийской техники (рис. 8). Крышки переплета этого кодекса по размеру почти совпадают с блоком, толщина их около 1 см; углы досок почти пря­мые, корешок плоский, покрытие изготовлено из мягкой оленьей кожи без каких-либо украшений. На корешке различаются полустертые буквы заго­ловка. Пергаменные тетради в верхней и нижней частях корешка подреза­ны для того, чтобы "утопить" каптал, который затем был закрыт кожей пе­реплета и прошит нитками (хотя не исключено, что это было сделано позднее, так как на корешке с обеих сторон есть полукруглые "язычки", выкроенные из кожи покрытия, за которые книгу было удобно вытаскивать из стопки; поскольку такие "язычки"   скоро отрывались, оставшийся заворот кожи подшивали к капталу; этот прием - заделка капталов кожей - просущество­вал в западноевропейской практике до XIII в.) (рис. 9).

Наряду с ремонтом переплетов производилась и их реставрация с уче­том конструктивных особенностей переплетенной книги, которой посто­янно пользовались. В качестве примера ранней, притом очень деликатной реставрации переплета один из исследователей средневековой книги при­водит реставрацию английской рукописи VIII в. "Правила св. Бенедикта", хранящейся в Бодлеянской библиотеке в Оксфорде (Pollard, 1975). В насто­ящее время ее переплет состоит из двух дубовых крышек, обтянутых сыро­мятной кожей (после 1900 г. сдублированной на сафьян). Первоначально, т. е. в VIII в., кодекс был сшит на шести двойных шнурах, и все признаки свидетельствуют о том, что блок в дальнейшем не перешивался, хотя шитье оказалось очень осторожно отреставрированным в прошлом. Каптал рас-

положен и закреплен на 18 мм ниже края крышек. В настоящее время блок скреплен с крышками только четырьмя шнурами (два обрезаны). Обстоя­тельное исследование позволило сделать вывод, что во второй половине XI в. была проведена замена крышек (возможно, поврежденных жучком) на но­вые, притом таким образом, что оригинальное шитье не пострадало, а было использовано при креплении блока с новыми крышками. Способ крепления блока к крышкам идентичен тем, которые применялись уже в XI-XII вв.

2.5. Заключение

Обстоятельное изучение средневековых кодексов, хранящихся в оте­чественных и зарубежных библиотеках, позволяет отметить некоторые осо­бенности первоначального переплета даже в том случае, когда в ходе быто­вания рукопись подвергалась реставрации либо переплеталась заново, по­тому что следы, оставленные первыми изготовителями книги, никогда не удавалось полностью уничтожить. Знать же технику первоначального пере­плета реставратору рукописной книги необходимо для того, чтобы создать отреставрированному пергаменному блоку наиболее благоприятные усло­вия для дальнейшего бытования, что обязательно учитывали переплетчики прошлого.                                                                                                                                                                             



 

 

 

 

 

<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.