РЕСТАВРАЦИЯ .
Реставрация бумаги, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.Галерея.Реставрация .Графика. Книги.Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРЕПЛЕТ
Шитье тетрадей на сыромятных ремнях вошло в практику западноев­ропейских переплетчиков в конце XI в. Принято считать, что только в XII в. был изобретен станок для сшивания тетрадей, позволяющий ускорить и упростить процесс шитья тетрадей на ремнях и на шнурах (толстых пень­ковых веревках), а позднее на тесьме (шитья "цепочкой" это нововведение не коснулось: оно по-прежнему производилось традиционным способом)

Новый способ позволял прочнее и подвижнее крепить блок к деревянным крышкам, допуская изменять и делать более разнообразным внешний вид переплета - форму крышек, систему застежек. Ремни, шнуры и тесьма, об­витые толстыми нитями и рельефно выступающие на "спинке" блока, по­мимо функционального назначения исполняли достаточно важную для ро­манского и особенно готического периода декоративную роль. Вплоть до XVI в. (т. е. до распространения картонных переплетных крышек) способ шитья и конструкция переплета книги по существу не менялись. Измене­ния касались внешних признаков - профиля крышек, вида застежек, харак­тера тиснения. Переплеты XII-XIV вв. обладали рядом конструктивных и внешних признаков, позволяющих объединить их в одну группу романских переплетов. Готические переплеты получили распространение лишь в XIV-XVI вв.

Среди историков книги длительное время бытовало мнение, что руко­писные книги, изготовленные в Западной Европе до XIV-XV вв., сохрани­лись в поздних переплетах, и лишь их отдельные элементы могли относить­ся к более раннему периоду. На самом деле сравнительно большое число кодексов дороманского и романского периодов сохранили свои оригиналь­ные переплеты в первоначальном или отремонтированном виде с некото­рыми замененными деталями (например, застежками), иногда с новым по­крытием. Внимание историков средневекового искусства обычно направ­лено на декоративную сторону сохранившихся переплетов - их оклады, вставки из слоновой кости, металлические украшения и характер тиснения на кожаном покрытии. Тем не менее изучение сохранившихся оригиналь­ных переплетов не только с точки зрения их декора, но и конструкции по­зволяет составить представление об эволюции переплетной техники в сред­невековой Западной Европе.

Романский переплет

Шитье романского переплета. Подготовленный пергаменный

блок, предварительно выровненный по обрезу с помощью ножа или рубан-Ka(Szirmai, 1999, р. 119-121, fig. 7.19,7.20)', шился на сыромятных ремнях 

на станке с помощью льняных или пеньковых нитей. Ремни могли быть одинарными или раздвоенными, т. е. разрезанными по ширине корешка блока. Концы ремней продергивались в отверстия, сделанные в крышках, и закреплялись в них с помощью деревянных клиньев (рис. 25в, д; 26в, г; 296, в, д).

При шитье на ремнях отверстия на сгибах бифолиев имеют конфигу­рацию, отличную от византийских ромбов. Это либо узкие пропилы, сде­ланные, возможно, пилой, либо круглые проколы от иглы - отверстия, по­лученные при обшивании нитками раздвоенного или одинарного ремня, шнура или тесьмы. Таким образом, по внешнему виду этих отверстий на развороте двойных листов почти всегда можно узнать, сколько раз и каким образом рукописная книга переплеталась (рис. 30а). Зарубки могут иметь одинаковую конфигурацию, но отличаться размерами, перекрывать друг друга, поэтому надо уметь ориентироваться в них, сопоставлять с сохра­нившимся переплетом, чтобы получить убедительные сведения о том, сколь­ко раз и как переплеталась книга. Переплетчики далеко не всегда при оче­редных переплетных работах использовали старые отверстия: они делали новые зарубки и насечки в зависимости от техники шитья, которую приме­няли в данном конкретном случае. Но были исключения, когда мастера при ремонте кодекса действовали очень осторожно и старались использовать старые отверстия.

Корешок длительное время оставался совершенно плоским (до конца XII - начала XIII в.). Постепенно поперечные ремни с шитьем на корешке ("бинты") стали выделяться, вначале в виде слабо выступающего рельефа, но уже в ХП-ХШ вв. они стали подчеркиваться: это достигалось сглажива­нием пространства корешка между "бинтами" (на них наклеивался кусок плотной ткани или пергамена), а затем гравировкой уже непосредственно на "бинтах" (рис. 25г; 266; 27а).

Крышки романского кодекса. Крышки переплетов изготовля­
лись из дуба, бука и других видов древесины (рис. 25а-в; 26в, г). Гораздо
реже, чем в Византии, на Руси или на Балканах использовалась для этой
цели липа. Размеры крышек, как и в раннесредневековых кодексах, понача­
лу совпадали с размерами блока, но со временем они увеличивались, и в
случае усадки книжный блок оказывался защищенным. Хотя надо отметить,
что дубовые доски, в отличие от липовых, давали очень малую усадку. Про­
филь крышек предусматривал незначительные скосы досок к наружной
стороне, и тогда переплетенный кодекс приобретал в известной степени
обтекаемую форму (рис. 26а). Для крепления блока с крышками в них
просверливались отверстия различной конфигурации. Входные "туннели"
для ремней вводились в ребро крышки. На внутренней стороне крышек
выпиливались пазы, в которых ремни закреплялись с помощью деревян­
ных клиньев2 (рис. 25д).

Капталы. Разновидности капталов в романских переплетах и
способы их крепления к крышкам были близки каролингским. Каптал в
романских переплетах представлял собой ремень из сыромятной кожи, оп­
летенный пеньковыми или льняными нитками, которыми сшивались тетра­
ди. Иногда он украшался цветным плетением. Роль каптала в романских
книгах, как и вообще в средневековых кодексах, сугубо функциональная;
концы его крепились в просверленных отверстиях крышек у "головки" и
"хвостика", к нему подшивали кожу покрытия, иногда скрывая его полнос­
тью (рис. 25ж, з; 27а). Тем не менее они часто обшивались разноцветными
нитями в один или два яруса, образуя несложный орнаментальный рису­
нок. Обычно капталы в западноевропейских кодексах располагались на ко­
решке чуть ниже выступающих крышек переплета.

   Покрытие переплета. Для покрытия использовалась кожа -
дубленая или выворотная, мягкая кожа типа замши, обычно неокрашенная,
иногда - специально выделанный толстый пергамен. Кожа растительного
дубления имела окраску коричневого цвета различных оттенков, но сохра­
нилось несколько образцов кожаных покрытий, окрашенных в яркий мали­
новый цвет. Для обработки кожи   использовались дубители и красители
растительного и животного происхождения. Такая кожа отличалась неболь­
шой толщиной и деликатной фактурой, поэтому легко подвергалась износу
и впоследствии заменялась на новое покрытие3 (рис. 25а).

Кожаное покрытие часто украшалось простым геометрическим ор­наментом, выполненным гравировкой (в рукописях XIIXIII вв.), а также слепым тиснением. Штампы для тиснения широко употреблялись переплет­чиками, оформлявшими с их помощью поверхность переплетной крышки как своеобразное декоративное панно, главным образом организуя их в виде концентрических прямоугольников. Не исключено, что западные переплет­чики применяли штампы византийского происхождения, во всяком случае заимствовали их орнаментальные мотивы. Это относится особенно к пере­плетам XI-XIII вв. Среди декоративных клейм тиснения можно увидеть изоб­ражения лилии, грифонов, двуглавых орлов и т. п. Переплеты, обтянутые кожей малинового цвета, украшенные слепым тисненым орнаментом, иногда называли "французскими" или "парижскими" по месту их предполагаемо­го изготовления. Вообще же во Франции, а именно в Париже, в условиях города, а не монастыря, начиная с XII в. было широко развито ремесло кни-гопроизводителей и, в частности, переплетчиков. Однако тисненых роман­ских переплетов сохранилось очень мало и датируются они не ранее конца XII в. (рис. 31а).

Возможно, в качестве покрытия для переплетов некоторых иллюми­нованных рукописей (псалтирей, библий) использовались ткани - парча или шелк, которые натягивались либо непосредственно на крышки, либо по­верх уже имевшегося кожаного покрытия или хлопчатобумажной защит­ной ткани. Но первоначальные тканые покрытия в романских переплетах  

практически не сохранились, хотя их изображения можно встретить в неко­торых книжных миниатюрах XII в.

  Фурнитура. Застежки (обычно две) представляли собой метал­
лические петли на кожаных ремнях, закрепленных на нижней крышке; пет­
ли накидывались на металлические шпеньки, вмонтированные по центру
верхней крышки. Часто металлическая петля оканчивалась кольцом, в ко­
торое продевалась скрученная кожаная лента. Эту систему застежек можно
было встретить и позднее, в готических переплетах (De Hamel, 1992,
fig. 59) (рис. 306; 356; 37а). На покрытие — кожаное или тканое - набива­
лись полусферические металлические жуковины (их форма начала услож­
няться позднее, в готический период); назначение их было чисто утилитар­
ное - предохранить покрытие от трения.

   Оклады. Переплеты книг могли быть украшены окладами, час­
то представлявшими собой сборную конструкцию из различных элементов -
деревянных и металлических накладок, пластин из слоновой кости, метал­
лических ажурных вставок, которые набивались на деревянные крышки.
Но в любом случае оклад монтировался на книгу, переплетенную обычным
способом, т. е. шитую на ремнях и обтянутую кожей или тканью. Отдель­
ные элементы оклада, представляющие художественную или материальную
ценность, часто похищались. Помимо античных гемм или драгоценных кам­
ней к числу исчезнувших фрагментов романских переплетов относятся эма­
левые вставки, иногда весьма крупных размеров. В частности, эмалями ук­
рашались переплетные крышки Евангелия. На передней крышке   поме­
щалась сцена Распятия с предстоящими Марией и Иоанном, а на нижней -
образ Спаса с символами евангелистов. Эмалевые клейма или цельные дос­
ки с этими изображениями, изготовленные в Лиможе и на севере, в долине
Мааса, а также выполненные в другой ювелирной технике, хранятся во мно­
гих музеях, в частности в Государственном Эрмитаже (Лапковская, табл. 15,
55) (рис. 27а-в; 28).

Готический переплет

 Техника готического переплета. Как уже говорилось выше, готическими переплетами принято называть переплеты, сформировавшие­ся к концу XIV - началу XV в. и изготовлявшиеся даже в XVII в., несмотря на господство в то время иных стилей и техники переплета. Конструктивно готические переплеты были близки романским: тот же способ сшивания книжного блока (пергаменного, а затем начиная с XV в. — бумажного) на сыромятных ремнях, те же приемы закрепления блока в деревянных крыш­ках, тот же достаточно простой - чисто функциональный - каптал (рис. 29а, б, д). Но помимо сыромятных кожаных ремней стали шире применяться "шнуры" - толстые пеньковые веревки, а иногда - скрученные полоски дуб­леной кожи. Обрез блока стал обрабатываться более тщательно из-за введе­ния в практику переплетных тисков.

На крышки обычно шла та же древесина, что и для романских пере­плетов - дуб, бук и др. Крышки готического переплета с трех сторон на 5— 10 мм выступали за края книжного блока, обеспечивая ему тем самым луч­шую сохранность (рис. 29а). Скосы на крышках при этом стали делать на внутренней стороне - к блоку, а на внешней поверхности досок многих готических переплетов по краям трех сторон крышки делались фаски. В результате силуэт книги изменился: она потеряла обтекаемую форму.

Капталы продолжали играть функциональную роль: основой их яв­лялся сыромятный скрученный ремень или шнур, обшитый плотными стеж­ками. Основа каптала крепилась в специально проделанных отверстиях. По-прежнему, как и в романских переплетах, каптал маскировался покрытием; иногда он обтягивался кожаным "язычком", который прошивался просты­ми стежками. В позднее Средневековье некоторые толстые тома снабжа­лись капталами, основа которых оплеталась тонкими сыромятными ремня­ми. Притом рисунок плетения мог быть весьма сложным (рис. 33а, б). Иногда поверх каптала укладывалась отдельно сплетенная "многохвостая" заклад­ка, и тогда размер спинки корешка совпадал с размером крышек (рис. 29а, д).

"Бинты" на корешках - как одинарные, так и двойные - стали всячес­ки выделяться, превратившись в своеобразный рельефный элемент укра­шения переплета: их "выбивали", подчеркивали гравировкой, и это сдела­лось характерной особенностью готических переплетов (рис. 296; 316, 32).

 Покрытие переплета. Крышки готических переплетов, как и романских, обтягивались кожей различной обработки - дубленой, выворот­ной, квасцового дубления (толстая свиная кожа белого цвета), толстым пер­гаменом или тканью. Кожа выкраивалась таким же образом, как и для ро­манских переплетов, - с учетом заворотов на крышки, на уголки, на капта­лы. Края стачивались и наклеивались на оборотные стороны крышек; раз­резы на уголках иногда сшивались вместе (рис. 29в, г). На переплетах стали указывать названия книг на пергаменных наклейках на лицевой или обо­ротной стороне крышек4 (рис. 31 в).

В течение XIVXVI вв. большинство книг светского содержания (все­возможные трактаты, романы, исторические хроники, университетские учеб­ники и т. п.) переплетались достаточно просто — в кожаные и пергаменные переплеты, снабженные застежками. В качестве покрытия для этих книг применялась не только кожа, но и пергамен, для которого использовались "бывшие в употреблении" старые грамоты или листы из книг. По конструк­ции эти переплеты в принципе совпадали с романскими. Был распростра­нен и более скромный вариант функционального, иначе говоря обиходного, переплета - мягкая пергаменная "обложка" с завязками5. Всевозможные документальные материалы (хозяйственные записи, архивные документы и пр.) также часто переплетались в "обложку" из толстой кожи6. И как край­нее выражение аскетизма некоторые книги, в первую очередь те из них, которые пользовались особым спросом, были вообще лишены какого-либо

покрытия. В частности, это относится к сборникам исландских саг, перепи­санных в XIV-XV вв. (Springborg, 2000, fig. 59, 61, 62)7. Иногда при этом кожей покрывался только корешок книги.

Для покрытия литургических и религиозных книг часто использова­лись дорогие ткани, иногда вышитые золотом и цветным шелком (см. прил. I). К такому переплету обычно подшивалась так называемая сорочка (фр. chemise). С одной стороны, она служила чехлом на книгу, а с другой - ее футляром, когда концы "сорочки", собранные в узелок, крепили к поясу. Иногда такую книгу укладывали в специальную сумку (фр. aumonier или sac), и ее также можно было носить на поясе. К краю доски - верхней или нижней - прикреплялись два ремня с петлей-застежкой, накидывающейся на шпенек, вделанный по центру другой крышки. Подобные переплеты в "сорочках" были известны еще в XII в., и изготовляли их, видимо, до конца XV в.8 (рис. 36; 376).

Удлиненные концы тканевого или кожаного покрытия переплета име­новались "хвостами" (фр. queues) и часто оканчивались узлом. Подобную книгу - книгу-кошель - предполагалось подвязывать к поясу. "Хвосты" и на кожаных, и на тканых переплетах, по-видимому, снашивались в первую очередь и в дальнейшем попросту обрезались. Тем не менее несколько эк­земпляров книг-кошелей все же дошло до нашего времени (Szirmai, 1999, fig. 9.40)9 (рис. 35).

Застежки и фурнитура. Металлическая фурнитура играла весь­ма значительную роль в готическом переплете. Помимо застежек это были уголки и средники, жуковины различных видов - литые и штампованные, разного рода накладки (рис. 316; 34).

Принципиально изменилась конструкция застежек: наряду с традици­онной романской "накидной" системой (ремень - кольцо - шпенек), про­должавшей широко использоваться и в XIV-XV в., появились металличес­кие замки, обычно на ремнях (а иногда на шарнирах), монтировавшиеся на краях крышек по переднему обрезу. Замки в готических переплетах в зна­чительной мере сочетали функциональное назначение с декоративным. Сде­ланные из меди, олова, бронзы, серебра с позолотой, они были литыми, гравированными, украшались драгоценными камнями, эмалевыми встав­ками в зависимости от возможностей и пожеланий заказчика (рис. 35в). Место крепления ремня с крышкой прикрывалось металлическими наклад­ками - полосками с гравированным или штампованным орнаментом (иног­да отштампованными фрагментами литургического письма)10. Для богатых заказчиков установливались замки, декор которых включал элементы ге­ральдики или герб владельца.

Поверхность крышек готических переплетов, обтянутых бархатом (а также кожей, чаще всего гладкой), украшалась металлическими ажурными уголками и средниками, одновременно исполнявшими защитные функции, так как на них монтировались жуковины (рис. 316; 34; 356, в). Определен-

ные изменения коснулись также внешнего вида жуковин: их шаровидную поверхность стали делать плоской. Немецкие переплетчики устанавливали жуковины, напоминающие своей формой шляпы с полями и высокой туль­ей. Надо отметить, что исполнение орнаментальных мотивов всей фурни­туры, включая застежки, как правило, подчинялось единому художествен­ному замыслу.

На ребра крышек переплета по углам, вверху и внизу, иногда набива­лись накладки из тонкого листового металла с целью предохранения их от износа (рис. 29г). Это было особенно актуально для книг большого форма­та, в первую очередь тех, которые следовало устанавливать на пюпитр (это особенно касалось гигантских хоровых книг). На переплетах некоторых книг, принадлежавших когда-то монастырским библиотекам, сохранились метал­лические накладки с кольцами для цепей, которыми кодексы приковыва­лись к стеллажам (De Hamel, 1992, fig. 6) (рис. 316).

Орнаментальное тиснение готических переплетов. Как уже говорилось, для покрытий переплетов в XIVXVI вв. широко использова­лась гладкая кожа, украшавшаяся металлической фурнитурой, но для готи­ческих переплетов применялось также слепое тиснение на коже. Тематика этого декора значительно расширилась - постепенно исчезли штампы с романскими и византийскими мотивами, получил распространение бордюр в виде разнообразного растительного и геометрического орнамента, вводи­лись рельефные изображения голов и бюстов евангелистов, апостолов, про­роков, многократно повторенных в виде своеобразной декоративной гир­лянды. Размеры штампов увеличились, их форма усложнилась: в обиход переплетчиков вошли "панельные" штампы, включающие сложные компо­зиционные построения, например сюжетную сцену, окруженную несколь­кими ярусами орнаментального бордюра; появились "дорожники" для вы­ведения ровных параллельных линий и "ролики", ускорявшие процесс тис­нения, хотя по-прежнему практиковалась гравировка "от руки" (рис. 316). Отдельные элементы гравированного и тисненого орнамента иногда рас­крашивались, а со второй половины XV в. золотились с помощью как лис­тового, так и твореного золота. Видимо, эта техника пришла в Европу из Испании (с Востока)11.

В Италии, относительно близкой к восточным странам и служившей пристанищем для греческих скрипториев, переплеты сочетали византийс­кие черты (некоторые виды орнаментального тиснения с особым пристрас­тием к плетеному орнаменту и типам "накидных" застежек) с технически­ми приемами западноевропейского переплета (рис. 31 в). Во Франции и Англии в готический период организация орнаментального тиснения на переплетах отличалась большей лаконичностью и строгостью. Декор пере­плетов книг, изготовленных в Германии, в период развитого Средневековья и позднее отличался разнообразием в использовании штампов для тисне­ния и разновидностью техник. Например, широко использовалась "резцо

вая" техника в комбинации с гравировкой. Тисненый и гравированный ор­намент можно встретить и на толстой белой свиной коже, особенно часто использовавшейся в качестве покрытия немецкими переплетчиками в кон­це XV - XVI в. (рис. 32).

Вероятно, уже во второй половине XIV в. обрезы книг покрывались позолотой (практика окраски их в разные цвета существовала еще в раннее Средневековье); в дальнейшем они стали украшаться гравировкой. При повторных переплетах широкие поля готических кодексов неоднократно обрезались вместе с гравированным орнаментом, поэтому представление о нем можно получить лишь по современным миниатюрам и произведениям нидерландских художников (см. прил. I). Методы тиснения и художествен­ной обработки кожи совершенствовались, что позволило ускорить процесс изготовления переплета и расширить творческие устремления мастеров.

Заключение

Разговор о средневековых переплетах можно было бы еще продол­жить в связи с их многообразием. До сих пор неясным остается вопрос о том, кто изготавливал переплеты в XIIIXIV вв., до того как эта область деятельности городских ремесленников с введением книгопечатания, рас­пространением бумаги, использованием картона в качестве переплетных крышек стала самостоятельной и престижной профессией. Существуют, например, версии, что в изготовлении кожаных переплетов принимали уча­стие седельщики (они же выступали и как изготовители щитов), ведь подго­товка кожи для этой цели, изготовление металлической фурнитуры - засте­жек, уголков, жуковин, по-видимому, была им достаточно близка, не гово­ря о сходстве технологических процессов при натягивании тисненой или раскрашенной кожи на деревянную основу; очевидно также участие выши­вальщиц при изготовлении "сорочек", ювелиров, работавших над дорогой и сложной фурнитурой, и пр.

Следующий этап в развитии переплетного искусства, получивший свое развитие уже в XVI в., — замена деревянных крышек на картонные и безу­держное увлечение переплетчиков всех европейских стран (и их заказчи­ков) искусством золотого тиснения. Конструкция переплета, забота о со­хранности книжного блока, даже если это была древняя, ценимая владель­цами рукопись, отошли на второй план. Переплеты на картонной основе, стянутые в сильно проклееном корешке (этого требовала техника золотого тиснения), оказались в большинстве своем неподходящей защитой для пер­гаменных кодексов. Сделанные из непрочных материалов и лишенные чет­кой конструктивной логики, свойственной ранним переплетам с деревян­ными крышками и обязательными застежками, они снашивались гораздо быстрее. Что касается эстетической стороны, то хотя многие европейские переплеты XVI-XVII вв. вызывают восхищение изысканностью и разнооб-

разием своего декора, нельзя примириться с непоправимым ущербом, ко­торый нанесли те же самые мастера-переплетчики, обрезая поля пергамен­ных листов не только с орнаментальным бордюром, но и с фигурными изоб­ражениями. Поздний переплет, сделанный без учета общей сохранности бло­ка, оказался менее прочным, чем первоначальный средневековый. Но этот этап уже не относится к нашей теме.                                                                                                                                      







 

 

 

 

<< Назад Добавить новый комментарий
0 всего
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Рейтинг@Mail.ru
Главная. Реставрация.Тряпичная бумага.|Галерея.Реставрация .Графика. Книги.|Галерея. Переплёт. Футляры. Папки.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.